Павел Кантышев
13.06.2017

В минувшую пятницу Арбитражный суд Москвы отклонил заявление банка "Глобэкс" (контролируется Внешэкономбанком), требовавшего признать и привести в исполнение в России решение Лондонского международного арбитражного суда (The London Court of International Arbitration – LCIA), говорится в базе решений арбитражного суда. Лондонский суд по иску банка взыскал с холдинговой компании группы "Связной" кипрской Trellas Enterprises более 63 млн евро.

"Глобэкс" еще в 2012 г. стал владельцем 5%-ной доли в голландской Svyaznoy N.V. Основатель "Связного" Максим Ноготков объяснял тогда, что это вид займа: компании нужны были деньги для развития. До этого "Глобэкс" долями в компании не владел. Обязательным условием той сделки был обратный выкуп этой доли, объяснял источник, близкий к банку, Ноготков должен был сделать это еще в I квартале 2015 г.

19 июля 2016 г. LCIA решил, что Trellas должна заплатить "Глобэксу" более 63 млн евро по неисполненной сделке купли-продажи 5% акций Svyaznoy N.V. 6 декабря прошлого года "Глобэкс" подал в Арбитражный суд Москвы заявление о признании и приведении в исполнение решения лондонского суда и попросил обеспечительных мер, но 8 декабря суд отказался принимать такие меры.

Существует более раннее дело между "Глобэксом" и Trellas. В марте 2015 г. банк подал иск о выплате 64,5 млн евро по заключенному в 2012 г. договору купли-продажи акций Svyaznoy N.V. Из материалов арбитражного суда следует, что 21 апреля 2016 г. московский арбитражный суд отказал "Глобэксу". В дальнейшем, согласно базе суда, это решение поддержали апелляционный суд, кассационная инстанция и судебная коллегия Верховного суда. В июне 2017 г. "Глобэкс" подал надзорную жалобу на это решение в президиум Верховного суда.

Возможная причина отказа исполнять решение LCIA – уже вступившее в силу более раннее решение российского суда по схожему вопросу, напоминает юрист "Ильяшев и партнеры" Дмитрий Константинов. Наличие решения российского суда является основанием для отказа в приведении в исполнение решения иностранного арбитражного суда, если в обоих делах совпадают стороны, предмет и основания (об этом однозначно говорит Арбитражный процессуальный кодекс), уточняет Константинов.

В категории дел о признании решений иностранных судов нет стадии апелляции: за первой инстанцией сразу следуют кассация и Верховный суд, говорит партнер юрфирмы "ЮСТ" Александр Боломатов. Если решению иностранного суда предшествовало решение российского, то при обжаловании стоит проверить тождественность этих исков. Боломатов уверен, что LCIA наверняка заинтересуется деталями и будет внимательно изучать решение московского арбитража.