Кирилл Седов
22.06.2017

В 2016 г. поставки носимых устройств (wearable gadgets) на мировой рынок выросли на 33,5% до 104,3 млн шт., следует из материалов IDC. В этом году рост составит 20,4% до 125,5 млн устройств, прогнозирует аналитическая компания. По прогнозам ее экспертов, темпы роста продолжат замедляться. К 2021 г. рынок носимых устройств увеличится почти в 2 раза до 240,1 млн, в среднем вырастая за год на 18,2%, считают аналитики.

Пока основные продажи умных устройств обеспечивают фитнес-браслеты – на мировом рынке их поставки в 2016 г. заняли 47,2%, сократившись год к году на 3 п. п. Но в этом году их продажи вырастут только на 7%, а доля на рынке упадет до 37,9%, следует из данных IDC. Пользователи будут все чаще отдавать предпочтение умным часам и другим гаджетам с более широким функционалом, предсказывают аналитики. В итоге из всех категорий носимых устройств к 2021 г. браслеты покажут наименьший совокупный среднегодовой темп (CAGR) прироста – лишь 1,2%, а рыночная доля сократится более чем вдвое – до 22%.

Лидером по темпам прироста станет умная одежда – в среднем на 76,1% в год за пять лет. По итогам 2016 г. доля таких устройств составляла лишь 1,2%, однако к 2021 г. их продажи могут занять 9% всего рынка wearable gadgets. Рынок смарт-одежды уже в этом году сделает большой шаг вперед благодаря многочисленным производителям из Китая, поставляющим умные рубашки, ремни, обувь, носки и другие умные предметы гардероба, уверены аналитики IDC. Пока основными потребителями умной одежды остаются профессиональные спортсмены и спортивные организации, но ситуация может измениться. Среди новинок, предназначенных для массового рынка, IDC упоминают грядущий запуск Google и Levi’s продаж умной джинсовой куртки Jacquard. Гаджет предназначен для велосипедистов и мотоциклистов, которые с его помощью смогут управлять смартфоном при помощи жестов поверх рукава – принимать звонки, пользоваться плейером и т. д.

Российский рынок wearable gadgets, по оценке "Связного", в 2016 г. вырос на 42%, составив свыше 270 000 устройств: было продано 137 000 умных часов и 134 000 фитнес-браслетов. В деньгах рынок носимой электроники вырос на 43% до 3,8 млрд руб. В январе – мае 2017 г. в "Связном" их продажи выросли на 40% год к году, говорит представитель ритейлера Сергей Тихонов. Темпы роста продаж фитнес-браслетов не снижаются, уверяет он, но показателей не раскрывает.

Что касается умной одежды, то сейчас это очень нишевой продукт, который в ближайшие 2–3 года будет востребован либо у профессиональных спортсменов, либо у любителей, которые хотят получать максимально полную информацию о своей активности, считает Тихонов. Такая одежда стоит дороже такой же, но без дополнительных функций. Если же говорить об одежде для непрофессионалов, например умной шапке с наушниками, то качество техники в такой одежде пока невысоко. Еще одним сдерживающим фактором для покупки умной одежды является не до конца понятный массовому пользователю функционал, рассуждает Тихонов.

В России рынок умной одежды пока находится в зачаточном состоянии, подтверждают собеседники в двух ритейлерах.

Сокращение роста продаж браслетов и умных часов в будущем можно объяснить активным насыщением рынка, считает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Только за 2016 г. совокупный спрос на них вырос в 1,5 раза, говорит он. Кроме того, раньше производством носимых гаджетов занимались только специализированные компании, сегодня же эту нишу осваивают и производители массового сегмента, согласен он. Спортивные марки, такие как Nike и Adidas, уже показывают первые опыты в создании умной одежды, которая впоследствии может заменить собой дополнительное устройство для отслеживания информации о тренировках, сердечном темпе и т. д. Пока же в России рынок носимых устройств продолжает быстро расти и фитнес-трекеры наравне с умными часами остаются самыми популярными устройствами, уверяет Солодовников. В январе – феврале 2017 г. в рознице МТС продажи умных устройств выросли год к году в 3,5 раза, говорит он.

"М.видео" отмечает рост российского рынка умных браслетов и в штуках, и в деньгах: их ежемесячные продажи в этой сети в январе – мае 2017 г. были в 2–3 раза выше, чем годом ранее, рассказывает представитель ритейлера Валерия Андреева. Что касается умной одежды, то в России пока можно говорить скорее о зарождающемся интересе, чем о конкретной нише и продажах, соглашается она. Однако этот сегмент, безусловно, может оказаться в тренде уже через 2–3 года, замечает Андреева.