Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 18.07.2019

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.95 EUR 70.56
18 июля 2019 года, Чт
Арташес Сивков, исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом"

Арташес Сивков, исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом"

Арташес Сивков,
исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом"
© ComNews
03.07.2017
Арташес Сивков, исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом"
Арташес Сивков, исполнительный вице-президент ПАО "ВымпелКом"

Трансформация бизнеса сегодня идет в том же темпе, в каком развиваются информационные технологии. Если раньше, буквально 10 лет назад, еще можно было притормозить и не спешить с внедрением новых подходов к работе, то сегодня это равнозначно смерти. Выигрывают быстрые, смелые, решительные. По большому счету современной компании приходится действовать как венчурным фондам: брать сразу несколько только появившихся технологий и начинать их внедрение. В процессе станет понятно, какие из них станут частью будущего, а какие исчезнут так же быстро, как появились. Сегодня уже никто не сомневается, что за Интернетом вещей (IoT) - будущее, но сам по себе этот "Интернет" пока не имеет ни стандартов, ни единого подхода. Нам, операторам, легче, ведь именно мы выступали первыми интеграторами технологий IoT, только назывались они тогда другой аббревиатурой - M2M.

В своем послании парламенту Владимир Путин призвал запустить масштабную программу развития цифровой экономики. Это не только обеспечит информационную безопасность России в будущем, но и даст бизнесу стимул внедрять новейшие подходы к управлению производством, модернизировать собственные системы и сделать свой бизнес более гибким, динамичным. Сервисы М2М, появившиеся вместе с мобильным Интернетом, сделали возможным строить сеть банкоматов без привязки к офисам финансовых учреждений и телефонным линиям, через которые передавалась информация. Другими пионерами Интернета вещей стали сети платежных терминалов, благодаря которым проблему приема платежей сначала решили операторы связи, а потом и многие другие учреждения. Оснащая SIM-картами свой автопарк, транспортные компании получили надежное средство контроля в реальном времени, многократно увеличив эффективность своего бизнеса.

Всего полтора года назад, по оценке IDC, российский рынок рухнул на 15%, но уже сегодня он не только восстановился, но и продолжает свой рост. Спрос на новые сервисы, комплексные IT-проекты, программное обеспечение и поддержку внедренных систем колоссальный. Возможно, это не так хорошо видно со стороны, ведь большая часть запросов малого и среднего бизнеса обрабатываются небольшими компаниями. Но их вклад в общее развитие информационного рынка сложно переоценить. Сейчас уже началась трансформация операторов связи в технологические компании, и процесс этот с каждым годом будет только ускоряться. В "Билайне" традиционно была сильной экспертиза во внедрении новых технологий на стыке IT и телекома, а так как связь и передача данных являются кровеносной системой любого бизнеса, за новыми интересными решениями бизнес обращается именно к нам, операторам.

Цифровая трансформация из оператора в технологическую компанию совпала с развитием IoT. Современная концепция Интернета вещей ушла от двухсторонней коммуникации "машин" к комплексной системе. В США получает новое рождение "умный дом". Компании Google, Amazon и Apple предлагают приобрести устройство, становящееся его центром, а уже к нему подключать совместимые элементы домашней инфраструктуры - лампочки, замки, датчики и сенсоры. Все они вместе образуют экосистему, которой легко управлять и масштабировать. В бизнесе все схоже, комплексные системы получают большое преимущество перед закрытыми, разработанными под конкретную задачу.

В процессе внедрения технологий Интернета вещей в бизнес-процессы могут возникать ситуации, когда операционные интересы сталкиваются с финансовыми. Один из примеров - "умное страхование". Системы слежения за стилем вождения клиента и его нарушениями действительно увеличивают эффективность скоринга, но скидка такому клиента равнозначна потере доходов. Ведь если клиент аккуратен и шанс наступления страхового случая минимален, то это гарантированный доход компании. Но такой конфликт интересов внутри компаний - скорее исключение из правил.

IoT заставляет менять мышление, подход к традиционным процессам и работе с клиентами. Современный корпоративный клиент оператора приобретает не только традиционные услуги связи, но и множество дополнительных сервисов. За счет опыта реализации необычных проектов именно операторы связи сегодня могут стать главными технологическими лидерами. Уже сегодня мы можем смело создавать новые возможности для клиентов в масштабах всей страны. Но если в России только пробуют IoT на вкус, то зарубежные операторы уже серьезно теснят традиционных интеграторов на рынке IT.

Возьмем для примера индустрию подключенных автомобилей. К тому же уже сегодня есть несколько моделей, способных довезти пассажиров из точки А в точку Б без водителя, самостоятельно проложив путь и проехав его с максимальной осторожностью. Такие автомобили всегда должны быть на связи, а связь обеспечивают операторы. Связь автомобилям нужна для того, чтобы передавать информацию о дорожной ситуации и получать инструкции. Скорость в этом случае важна, а значит, и сервер для обработки данных должен находиться у оператора. Информация, собираемая каждым автомобилем, должна обрабатываться, систематизироваться, анализироваться - это тоже компетенции оператора. Получается, что Интернет вещей - это не только сама связь, это комплекс всех действий, систем и сервисов, которые работают в одной связке.

Американский оператор AT&T стал одним из лидеров IoT-рынка не только в США, но и во всем мире. Больше половины автомобилей, подключенных к Сети, работают через SIM-карты AT&T. Компания первой создала собственное подразделение для исследований в области Интернета вещей в 2008 году, а сегодня подключила уже больше 300 тысяч грузовых контейнеров и 2,2 миллиона транспортных средств к единой системе управления. Оператор реализовал более десятка IoT-проектов, а в разработке держит почти в два раза больше. Скорости, которую набрал AT&T, можно только позавидовать. Но успех этого оператора обусловлен именно тем, что девять лет назад он занялся этим направлением всерьез. В новых технологиях важен каждый день, ведь гонка за прогрессом - это бег за ускоряющимся поездом. Догнать его можно, но только в самом начале движения.

Россия всегда была сильна своим потенциалом, и неудивительно, что государство прилагает большие усилия для поддержки IT-индустрии на самом высоком уровне. В последние годы под эгидой импортозамещения расцвели разработчики российского ПО, но переход на него связан с многочисленными сложностями. Главной из которых является привычка пользователей к интерфейсу западных решений. В Европе, кстати, многие компании уже отказываются от независимых платформ и возвращаются на продукты Microsoft именно потому, что переучить пользователей не удалось и эффективность снизилась в разы.

Интернет вещей - это шанс для российского бизнеса впервые за долгое время перейти из разряда догоняющих в авангард новых технологий. IoT находится в самом начале пути, компании только выстраивают свои бизнес-процессы с учетом новых реалий. Экспертизу тех, кто стоял у истоков Интернета вещей, переоценить сложно. Именно операторы будут играть в этой сфере ключевую роль. Но российские решения станут конкурентными лишь при выполнении двух условий - достаточного количества успешных кейсов внедрения и больших инвестиций в разработку. Мы - готовы. Готов ли бизнес - покажут ближайшие годы.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты
Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости