Семен Захаров, руководитель по реализации проектов для государственных и корпоративных клиентов ПАО "МегаФон"
© ComNews
05.07.2017

В феврале 2017 года "МегаФон" победил в тендере "Национального Центра Информатизации" (НЦИ) на организацию инфраструктуры для услуг фиксированной и мобильной связи на объектах Чемпионата мира по футболу и Кубка конфедераций. Работа на мероприятии такого масштаба - вызов для телеком-специалиста любого уровня - от управленца до "технаря", поскольку нужно проработать и учесть огромное количество параметров, просчитать различные сценарии нагрузки на сеть, предусмотреть решения, которые позволят гарантировать бесперебойный качественный сервис, не говоря о большом количестве организационных моментов: от аккредитации сотен инженеров до питания и проживания привлеченных специалистов.

И результатом работы должны стать сервисы мобильной и фиксированной связи на базе телекоммуникационной инфраструктуры "МегаФона". Как сделать так, чтобы все объекты Кубка стали не отдельными частями, а единым целым? Сегодня организация связи на таких крупных мероприятиях все больше напоминает многослойный пирог - ты не просто обеспечиваешь работу услуг связи или протягиваешь лишний километр ВОЛС, а создаешь взаимоувязанную инфраструктуру в разных плоскостях. Такая своеобразная 3D-модель, которая должна пройти через весь чемпионат без единого сбоя.

Кубок конфедераций для "МегаФона" - это, конечно, не проба пера, а скорее оттачивание мастерства реализации подобных проектов. Тем не менее, стоит отметить, что со многими вопросами мы столкнулись впервые: например, с формированием частных технических заданий - уточнений основного ТЗ или с расширенным казначейским сопровождением с раздельным учетом понесенных затрат.

При планировании проекта мы, конечно же, понимали, что, как ничто другое, важна команда и компетенции, вот почему при формировании пула задействованных специалистов мы привлекли самых опытных инженеров, которые уже работали на Олимпийских играх, Универсиаде, саммитах ШОС и БРИКС. Все действия - под чутким контролем государства, ведь Кубок стал не только мировым спортивным праздником, но и большим имиджевым проектом для нашей страны. На проекте создания ИКТ-инфраструктуры была задействована целая сборная партнеров и соисполнителей под руководством "Ростеха" и его дочерней компании "НЦИ", так что мы должны были продемонстрировать эффективную командную игру, и, в отличие от футбола, у нас не было опции не пройти отборочный матч или выбыть на середине турнира.

По сути, с технической стороны перед нами стояла одна глобальная задача: сделать так, чтобы на всех мероприятиях Кубка конфедераций все болельщики, сотрудники FIFA, Оргкомитета, НЦИ, волонтеры, гости и участники мероприятий были обеспечены стабильной инфраструктурой для услуг мобильной и фиксированной связи. Самое сложное - подготовиться к работе в пиковые часы, когда голосовая связь и трафик данных на максимуме: перед началом матча, через 10 минут после его старта, в перерыве и по окончании. Представьте, если в момент потрясающего гола, когда половина стадиона отправляет друзьям фото или ведет прямую трансляцию, упала бы сеть. Болельщики бы этого точно не простили. Те фанаты, которые не присутствовали на матчах, тоже полагались на нашу инфраструктуру - на нас лежала ответственность по организации магистральной сети для бесперебойной передачи ТВ-сигнала до Международного вещательного центра в Петербурге. Также наша сеть обеспечивала прохождение ISDN-звонков, которое в том числе позволило комментаторам проводить репортажи.

Кроме этого, инфраструктура "МегаФона" использовалась самими сотрудниками оргкомитета и FIFA. Для этого на нашей сети были организованы десятки выделенных L2-каналов, полносвязные VPN-сети, предоставлена аналоговая и цифровая телефония, организованы порты доступа в Интернет и альтернативный доступ к Сети, обеспечено уверенное радиопокрытие на объектах FIFA и ЛОК и организовано бесперебойное электропитание оборудования. Размещенные за каналами доступа в Интернет ресурсы были защищены от DDoS-атак недоброжелателей с помощью надежной специализированной системы защиты, кстати, отечественной разработки.

Чтобы все работало без сбоев, "МегаФон" установил тысячи антенн, сотни приемопередатчиков, проложил десятки километров ВОЛС и зарезервировал порядка 11 тысяч км кабеля для работы по обеспечению связи. Стадионы в Петербурге, Казани и Сочи были оборудованы специальной системой, которая позволяет обеспечить высококачественное радиопокрытие для реализации полного спектра услуг мобильной связи. Для абонентов операторов все это означает, что в любой момент, даже при максимальной нагрузке на сеть, у зрителей на стадионе был доступ ко всем услугам связи, и их качество было наилучшим. 

Также мы развернули DWDM-сеть с независимыми друг от друга элементами, чтобы избежать возможных перебоев в случае выхода одного из элементов из строя. При этом - исключительно по нашей инициативе - сеть была троекратно зарезервирована. Мониторинг всех инфраструктурных объектов мы проводили с помощью собственной М2М-системы Life Control - камер наблюдения и умных датчиков, отслеживавших проникновение в помещение и вскрытие дверей, - и передавали данные в центр управления.

В дополнение к этому во время матчей мы выделили сотрудников на непрерывную оценку нагрузки в чашах: они постоянно перемещались по стадиону и проводили замеры качественных показателей работы сети. Эти данные оперативно анализировались и дополнялись данными систем мониторинга и статистики, что позволяло оценивать качество сети в динамике нагрузки. В итоге мобильная сеть отработала на отлично, и мы обслужили 99,99% всего трафика. Отклонение меньше чем в 1% - это серьезное достижение, и его высоко оценили представители Минкомсвязи, Оргкомитета Чемпионата мира, FIFA.

Успешно ли мы справились с поставленными задачами? Ответить помогут цифры. Приведу пример матчей на стадионе "Открытие Арена": стадион посетило 109 890 человек, всего за три матча фанаты проговорили 433 тысячи минут и отправили 58 тысяч СМС. Трафик составил более 7 ТБ - это как 8 миллионов селфи или 2,5 миллиона минут прямого эфира в соцсетях. Практически каждый третий болельщик на стадионе в столице обслуживался инфраструктурой "МегаФона". Лидером по потреблению трафика стал Instagram. Для трансляций болельщики предпочли YouTube и Facebook, самым популярным мессенджером был WhatsApp. Средняя скорость на трех матчах Кубка конфедераций, прошедших на стадионе "Открытие Арена", составила 60 Мбит/с. Это, конечно, колоссальные результаты работы.

За время Кубка конфедераций "МегаФон" получил бесценный опыт работы на мероприятии с распределенной географией. Но расслабляться слишком рано, ведь впереди главное событие 2018 года - Чемпионат мира по футболу. А это значит больше городов, больше людей, больше нагрузок на сеть. И если возвращаться к тому, что современная инфраструктура для оператора связи похожа на пирог, то мы еще раз доказали всем и сами себе, что наизусть знаем его рецепт, теперь важно - правильно приготовить, подать и проследить, чтобы не подгорел.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты