25.07.2017

Настоящая статья продолжает серию материалов о способах монетизации систем анализа трафика операторами связи. Предыдущая публикация посвящена использованию DPI для организации услуги "Корпоративный контроль" по модели Security As A Service (SecAAS), создающей добавленную стоимость путем очистки трафика B2B-абонентов. В этой статье рассматривается еще один сценарий применения системы DPI – сбор, обработка и отображение многопрофильной информации о структуре трафика оператора, также называемой статистической.

Можно выделить две группы потребителей статистической информации – внутренние и внешние. Формально говорить о монетизации корректно только во втором случае, так как только передача данных внешнему потребителю подразумевает входящий денежный поток. Тем не менее, удовлетворение потребности в информации со стороны подразделений оператора также сопровождается дополнительной выручкой, но опосредованно – за счет увеличения продаж, сокращения оттока и роста лояльности абонентов.

Система анализа трафика устанавливается на стыке с внешними сетями и, таким образом, является точкой мониторинга всех информационных потоков. Анализируя содержимое пакетов на каждом уровне семиуровневой модели, DPI регистрирует используемый абонентом протокол или приложение, а также параметры этого протокола, находящиеся на уровне L7+. В частности, DPI с минимальным базовым функционалом дает доступ к следующей информации:

- популярные протоколы (RTP, SIP, FTP, HTTP и т.п.)

- популярные приложения (YouTube, Facebook, Instagram, Viber и т.п.)

- популярные сайты (yandex.ru, google.com, vk.com, facebook.com и т.п.)

- TOP-абонентов по объему трафика

На основе перечисленных отчетов отдел маркетинга исследует поведение абонентов и адаптирует тарифную политику для удовлетворения спроса в различных потребительских сегментах. Информация об изменении структуры трафика, например, рост популярности требовательного к пропускной способности и временным характеристикам приложения, может эксплуатироваться оператором несколькими способами. Задачей технического блока становится организация хорошей связности с источником трафика через расширение пропускной способности и выбор оптимальной маршрутизации в сторону соответствующих подсетей или автономных систем. Отдел маркетинга привлекает новых абонентов декларацией наилучшего качества для популярного сервиса. Как дополнительный бонус, оператор может предоставлять доступ к приложению даже в случае окончания средств на счете абонента. О применении системы DPI при реализации перечисленных шагов будет написано в следующих статьях.

Более совершенные системы анализа трафика не только накапливают приведенную выше статистику, но и являются источником информации для отдела клиентского опыта. По каждому потоку данных каждого абонента DPI рассчитывает такие параметры как время отклика, уровень потерь, количество ошибок передачи. Таким образом, оператор получает статистику вида

- TOP протоколов по уровню задержек

- TOP абонентов с наибольшими потерями по определенному приложению

- График потерь со стороны партнера по интерконнекту на временном интервале и т.п.

Нет необходимости подробно останавливаться на вариантах использования этой информации.  Вот лишь несколько примеров:

- поиск абонентов в зоне риска с низким качеством обслуживания для оперативного исправления неполадок, сопровождаемого компенсацией и повышенным вниманием со стороны оператора связи

- превентивные действия по предотвращению массовых аварий за счет своевременной реакции на отклонения параметров качества в сети

- отработка инцидентов с партнерами по интерконнекту и многое другое.

Системы DPI поддерживают различные варианты представления статистической информации. Простейший из них – выгрузка данных через файловый интерфейс в "сыром" виде для обработки на внешнем узле. Более технологичный подход – визуализация через интерфейс, позволяющий задавать параметры отчета, такие как диапазон времени или идентификаторы абонентов, для которых рассчитывается статистика, с отображением результата в виде таблицы, диаграммы или графика. В дополнение к перечисленным механизмам система анализа трафика ADM S1 (www.adm-systems.com) оснащена динамическим конструктором отчетов. В отличие от предопределенных шаблонов, таких как TOP-абонентов, TOP-протоколов и т.п., конструктор позволяет выбрать произвольный набор переменных и отобразить их с применением фильтров по используемым параметрам. К примеру, система строит статистику вида

- TOP URL по количеству переходов среди TOP-N абонентов, лидирующих по раздаче торрентов за текущий месяц

- Наиболее популярные по объему трафика downlink протоколы среди пользователей YouTube в ночное время

- График задержек на стороне партнера по интерконнекту для TOP-N абонентов, лидирующих по количеству сброшенных TCP-сессий при условии, что задержка лежит в пределах от 50 до 100 миллисекунд

Конструктор отчетов позволяет оператору в произвольный момент времени ответить практически на любой вопрос как технического, так и коммерческого блоков относительно происходящих в сети процессов без обращения к производителю системы за разработкой нового шаблона. Это способствует разрешению традиционного конфликта между "технарями" и "маркетологами", когда первые затрудняются предоставить исходные данные для анализа и формирования стратегии, а вторые, как следствие, не могут задать вектор развития и поставить правильный ориентир. Сокращение временного зазора между получением информации и принятием решения на ее основе дает оператору возможность применить популярный сегодня подход agile при формировании новых продуктов для оперативного отклика на изменяющиеся требования абонентов к характеристикам сети.