Мария Андреева
© ComNews
24.07.2017

В минувшую пятницу депутаты Госдумы приняли в третьем, окончательном чтении законопроект о регулировании сервисов обмена электронными сообщениями (мессенджеров). Проект вносит поправки в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и обязывает идентифицировать пользователей по номеру телефона и отказывать им в обмене сообщениями при несоблюдении этого условия. Эксперты отметили, что при доработке ко второму чтению были внесены изменения, позволяющие российским мессенджерам самостоятельно идентифицировать пользователей.

Текст законопроекта размещен в Автоматизированной системе обеспечения законодательной деятельности (АСОЗД). Напомним, что авторами инициативы выступили заместитель председателя думского комитета по информационной политике Марина Мукабенова ("Единая Россия"), депутаты Олег Николаев ("Справедливая Россия") и Александр Ющенко (КПРФ). Проект закона был внесен в мае текущего года. 14 июня законопроект был принят в первом чтении, и до 28 июня авторам и отраслевым игрокам рынка необходимо было внести поправки. В минувшую пятницу депутаты одобрили проект в третьем, заключительном чтении.

Ожидается, что сам закон должен вступить в силу с 1 января 2018 г. Как заметил председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, законопроект защищает права граждан, нацелен на борьбу с преступностью, в том числе с терроризмом и экстремизмом, которые активно распространяются посредством современных технологий и Интернета. "Завершается важный с точки зрения безопасности этап выстраивания идентификации пользователей - от SIM-карты до мессенджера", - резюмировал Леонид Левин.

Он добавил, что работа над текстами законопроектов велась на протяжении нескольких месяцев c привлечением широкого круга представителей отрасли, общественных организаций, государственных органов.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что представленный проект закона определяет понятие организатора обмена мгновенными сообщениями и возлагает на данного субъекта обязанность обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети Интернет, которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом правительством РФ.

Законопроектом предлагается осуществлять идентификацию пользователей с использованием абонентского номера на основании договора об идентификации, заключаемого мессенджерами с оператором связи. При этом устанавливается, что мессенджеры, которые являются российскими юридическими лицами или контролируются гражданами РФ, вправе осуществлять идентификацию пользователей самостоятельно путем определения абонентского номера, без заключения договора.

Помимо этого, мессенджер обязан будет обеспечивать техническую возможность отказа пользователей от получения электронных сообщений от других пользователей, конфиденциальность передаваемых электронных сообщений, а также обеспечивать возможность рассылки электронных сообщений по инициативе органов государственной власти в соответствии с законодательством России.

Инициаторы законопроекта отметили, то мессенджеры также обязаны будут ограничивать по требованию уполномоченного федерального органа исполнительной власти рассылку массовых электронных сообщений, а также передачу электронных сообщений, содержащих информацию, распространяемую с нарушением требований законодательства России.

В случае неисполнения мессенджером вышеперечисленных требований уполномоченного государственного органа (требование об ограничении рассылки со стороны неидентифицированных пользователей или требование об ограничении в связи с тем, что рассылаемая информация запрещена) до исполнения этих требований доступ к мессенджеру будет ограничен оператором связи. Но при этом решение должно быть принято уполномоченным органом власти на основании вступившего в силу решения суда.

Как отметили представители одного из авторов законопроекта - Медиа-коммуникационного союза (МКС) при доработке проекта ко второму чтению были внесены изменения, позволяющие российским мессенджерам самостоятельно идентифицировать пользователей. "Зарубежные должны обеспечивать эту процедуру через соглашение с оператором связи, с которым у абонента заключен договор об оказании услуг связи - в первоначально внесенной редакции это распространялось на всех", - пояснили в МКС.

Представители МКС считают, что интересы отрасли были максимально учтены при доработке законопроекта. Кроме того, в МКС подчеркнули, что такой закон необходим, поскольку он вводит в правовое поле де-факто существующие отношения и обеспечивает правовые гарантии их участникам.

"Законопроект обсуждался в Комитете по информационной политике Госдумы. Наши предложения частично нашли отражение в поправках", - рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе ПАО "МегаФон".

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") сказали, что оператор поддерживает концепцию регулирования мессенджеров и идентификацию их пользователей.

Представители ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) и "ООО Т2 Мобайл" (Tele2) не стали комментировать законопроект.

Директор департамента телекоммуникационных услуг J`son & Partners Consulting Кирилл Кучеров считает, что проект не доработан.

"Законопроект регулирует правоотношения, связанные с предоставлением инфокоммуникационных услуг, в законе "Об информации". Помимо этого, в законопроекте есть отсылки к подзаконным актам, которые еще не разработаны и не вынесены на обсуждение, что создает юридическую неопределенность. Исходя из текста законопроекта можно также предположить, что отраслевое сообщество не было вовлечено в подготовку данной правовой новации", - рассказал корреспонденту ComNews Кирилл Кучеров.

Эксперт отметил, что большинство популярных в РФ мессенджеров работают по бизнес-модели freemium и не следует ожидать снижения их выручки в связи с принятием этого законопроекта. С другой стороны, добавил Кирилл Кучеров, законопроект накладывает на них ряд дополнительных обязанностей, которые могут повлечь затраты в случае, если тот или иной мессенджер примет решение работать в полном соответствии с законодательством РФ.

"Основываясь на мировой практике взаимоотношений государства и ОТТ-сервисов - законопроект избыточен в части регуляторной базы. Другое дело, что авторы закона особо не скрывают, что цель принятия этого законопроекта далека от упорядочивания взаимоотношений ОТТ-мессенджеров и государства как регулятора оказания ИКТ-услуг", - сказал Кирилл Кучеров.

 По его словам, регулирование мессенджеров неизбежно, сейчас в формулировках законопроекта достигнут разумный компромисс.

Ранее в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) отмечали, что нынешняя законодательная база позволяет реализовать 100% задач, которые ставят перед собой авторы законопроекта о регулировании мессенджеров.

"В частности, отдельная (дополнительная) идентификация пользователей мессенджеров не требуется ввиду того, что в соответствии с текущим законодательством все операторы мессенджеров уже являются организаторами распространения информации в Интернете, включая иностранных, и они обязаны в течение трех лет хранить информацию о соединениях и фактах переданных сообщений, содержащих IP-адрес. В то же время операторы связи обязаны хранить в течение трех лет факты передачи данных и заключать договоры на услуги связи по предъявлению документов, удостоверяющих личность гражданина РФ", - отмечали в РАЭК.

Представители РАЭК подчеркивали, что данная конструкция позволяет, используя уже хранимые данные о фактах соединений со стороны мессенджеров и данные о заключенных договорах оператора связи, однозначно установить паспортные данные абонента. 

Напомним, что изначально законопроект о мессенджерах был разработан МКС еще в конце 2015 г. Затем он обсуждался на площадке Роскомнадзора. Первично документ включал в себя регулирование сразу двух сфер - мессенджеров и онлайн-кинотеатров. Но затем он был разделен на две части, проект по онлайн-кинотеатрам уже принят Госдумой в апреле этого года. Отметим, что депутаты также внесли еще один законопроект, согласно которому предлагают дополнить ст.13.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, операторов мессенджеров за неисполнение установленных законом обязанностей предлагается штрафовать. Для граждан штраф составит от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб., для юридических лиц - от 800 тыс. до 1 млн руб.