Точка зрения / сентябрь 2017
Ровесники рынка

Михаил Грачев, генеральный директор SmartLabs
© ComNews
05.09.2017

Компания SmartLabs, занимающаяся разработкой решений для интерактивного ТВ, а также современных ТВ-приставок, отмечает десятилетие работы на рынке. О том, как менялся российский рынок интерактивного ТВ и как менялась сама компания за эти годы, корреспонденту ComNews рассказал генеральный директор компании SmartLabs Михаил Грачев.

-  Какие основные изменения произошли на российском рынке интерактивного ТВ за прошедшие 10 лет?

- Если говорить про операторские решения, то основное, что произошло на этом рынке за прошедшие 10 лет - это формирование самого рынка. Именно 10 лет назад операторы связи начали реализацию первых крупных проектов в области интерактивного ТВ. Можно вспомнить проекты таких компаний, как МТС, "Дальсвязь" (на тот момент одна из семи МРК "Связьинвеста", ныне интегрирована в "Ростелеком" - Прим. ComNews), и ряда других операторов.

До определенного времени у ШПД-операторов была возможность расти путем подключения новых абонентов. Но по мере насыщения рынка делать это стало все сложнее, и для сохранения темпов роста операторы стали думать о том, как нарастить выручку с уже существующей абонентской базы. Для ШПД-провайдеров стало очевидно, что для сохранения конкурентоспособности им необходимо добавлять новые услуги в пул своих сервисов. И на определенном этапе интерактивное ТВ стало одним из таких драйверов. 

В зависимости от успешности реализации этого сервиса мы видим сегодня у всех крупных операторов базу подписчиков интерактивного ТВ - от нескольких миллионов до десятков тысяч.

Отмечу также удешевление сервисов, которое произошло за эти годы, и значительный рост их качества. Никого не удивляет в услуге интерактивного ТВ наличие HD-контента, полный функционал по управлению эфиром и библиотека в несколько тысяч наименований видеоконтента в рамках VoD. Это то, что крупные операторы дают абоненту сегодня. 10 лет назад такого объема не было и в помине.

Говоря о российском рынке в целом, можно также отметить то, что за прошедшее десятилетие российская экономика в значительной степени перешла под контроль государства, частных инвесторов и инвестиций стало гораздо меньше. Этот процесс отразился и на рынке интерактивного ТВ, поскольку это развивающийся рынок и чем больше на нем денег, инноваций и инвестиций, тем лучше всем участникам.

С другой стороны, сформировался и активно развивается рынок ОТТ-сервисов, онлайн-видео, где доминируют YouTube, Ivi, Netflix и подобные компании

-  Какие основные изменения в технологиях и какие новые запросы абонентов в области предоставления услуг интерактивного ТВ повлияли на рынок за прошедшие 10 лет?

- Среди таковых отмечу приход IP-технологий на рынок платного ТВ. Еще 10 лет назад на IPTV и OTT операторы кабельного и спутникового ТВ смотрели как на непонятные игры с технологиями с неочевидной выгодой. Сейчас же понятно, что IP-технологии в области платного ТВ - это та сила, с которой нужно считаться и которая в перспективе может если не победить другие технологии, то, по крайней мере, отнять у них значимую долю рынка. Конечно, спутниковое и кабельное ТВ еще долгое время будут доминировать на рынке, в том числе в силу особенности географии нашей страны и распределения абонентской базы, но IPTV и OTT растут очень активно и стабильно.

Мобильность и мультиэкранность также повлияли на рынок. Наступление эры потребления медиаконтента по принципу мультиэкранности, чему значительно способствует распространение смартфонов и других "умных" гаджетов, также содействует именно развитию IPTV и OTT.

Отдельно отмечу появление независимых игроков рынка интерактивного ТВ, которые работают по модели ОТТ. Их возникновение на рынке было неочевидным 10 лет назад и с контентной, и с технологической точки зрения. Однако сегмент ОТТ-игроков сформировался за эти годы и сегодня представлен на российском рынке. Кроме того, свой контент по модели ОТТ начали распространять телеканалы и медийные холдинги, следуя принципу мультиэкранности, который сегодня необходим для успешного ведения бизнеса.

Технология доставки контента сама по себе не является определяющей ценностью услуги. Ценностью является то, какие конечные сервисы операторы могут предлагать. Но IP-технологии дают преимущество, позволяя предоставлять клиенту интерактивный продукт без необходимости надстройки или перестройки существующей сети доставки контента - что вынуждены делать, например, операторы спутникового ТВ, - или необходимости установки нового абонентского оборудования.

IP-технологии сделали потребление медиаконтента в интерактивном режиме естественным, не требующим усилий. Приучили абонента к тому, что контент можно потреблять тогда, когда удобно, и с того устройства, с которого хочется.

- Как изменилась сама компания за эти годы?

- Мы развивались и прошли путь становления вместе с рынком - от стартапа до серьезного, зрелого игрока. SmartLabs поучаствовала во всех крупных отечественных проектах в области интерактивного ТВ, включая проект "Ростелекома".

Начинали мы с предоставления платформы, которая постепенно усложнялась и прирастала новым функционалом. В итоге сегодня мы предоставляем комплексное решение для интерактивного ТВ, которое включает и сервис по доставке контента, и абонентское оборудование, и всевозможные приложения для нужд заказчика. И все это - взаимоувязанное решение, которое легко интегрируется со структурой оператора.

Поскольку SmartLabs - ровесник рынка, за время работы мы накопили большой опыт в области интеграции оборудования и успешной миграции с морально устаревших платформ на более современные, которые мы предоставляем. И это ценный навык, поскольку позволяет вдыхать новую жизнь в платформы и абонентское оборудование при издержках, которые не идут ни в какое сравнение с затратами на полное обновление. Нетрудно представить, во сколько может обойтись оператору замена всего парка абонентских устройств даже при базе пользователей в несколько десятков тысяч, не говоря уже о миллионах.

-  Каковы стратегические планы компании на ближайшие годы?

- Сейчас у компании новый этап развития. Бизнес SmartLabs реструктуризируется, оптимизируется. Мы связываем свое будущее с развитием на международном рынке. В ближайшие несколько лет мы намерены сфокусироваться на этом направлении, чтобы стать международным игроком. Это приоритетный вектор. Уже сделаны первые шаги в этом направлении, и сейчас SmartLabs - это компания, которая реализует проекты не только в России, но и в ряде других стран.

Конечно, про наш "домашний" российский рынок мы также не намерены забывать и будем стараться принимать участие во всех значимых новых проектах, которые будут появляться в России.            

- Что ждет российский рынок услуг интерактивного ТВ в ближайшее десятилетие?

- Развитие российского рынка будет происходить параллельно с рынком мировым, без запозданий. Российские решения в области интерактивного ТВ сейчас ничем не уступают мировым. Уровень пользовательского опыта доступа к контенту в рамках услуги интерактивного ТВ в условном Урюпинске сегодня не сильно отличается от аналогичного опыта у абонента в Нью-Йорке. И такое положение вещей сохранится.

И в России, и в мире ТВ-аудитория сегментируется, и если у большинства абонентов идет постепенное привыкание к новым услугам, устройствам и сервисам, то наиболее продвинутая часть абонентов уже успела и от стандартного ТВ отказаться (cord cutters), и в пестрый мир ОТТ-приложений окунуться с необходимостью смотреть каждое шоу или передачу в разном приложении.

С точки зрения технологий, едва ли стоит ждать качественно нового уровня развития рынка. Да, видеоконтент будет становиться тяжелее и качественнее с точки зрения картинки, а скорости его передачи по сетям связи - выше, но принципиально ничего не изменится.

Больше изменений мы ожидаем с точки зрения привычек потребления: аудитория все больше будет отходить от линейного просмотра в сторону "видео по запросу", хотя новости, спорт и крупные мероприятия все еще будут держать стандартный ТВ-формат.

- Что бы вы хотели пожелать отрасли и, основываясь на вашем опыте работы, о чем должны помнить игроки рынка интерактивного ТВ и производители отраслевых решений для того, чтобы оставаться успешными на рынке?

- Как и на любом высокотехнологичном рынке, для того, чтобы оставаться успешной, компании нужно работать по принципу акулы, которая никогда в своей жизни не прекращает двигаться. Любая остановка в развитии компании - шанс для конкурента.

Еще одно, о чем стоит помнить, - правильный баланс при выстраивании взаимоотношений с заказчиком. Нужно слышать желания оператора, но при этом уметь донести до него свою точку зрения, основанную на опыте предыдущих проектов. Тот, кто приходит к заказчику не с намерением исполнять любые его требования, а со своей мыслью, со своим видением, имеет больше шансов быть успешным в нашем бизнесе.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты