Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Пт, 27.04.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 62.6 EUR 76.18
27 апреля 2018 года, Пт

Субъект персональных данных должен стать игроком рынка

© ComNews
28.09.2017
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

Игроки интернет-рынка предложили создать экосистему персональных данных - платформу, которая позволит пользователю (субъекту персональных данных) стать полноценным игроком рыночных отношений. Как отмечают инициаторы проекта, новое решение обеспечит возможность любому субъекту персональных данных (ПД) управлять своим цифровым профилем, доступом к нему и даже монетизировать личный цифровой актив.

Идею создания экосистемы предложила генеральный директор ООО "Системы управления идентификацией" Светлана Белова в ходе конференции Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) "Персональные данные - интересы личности, бизнеса или государства".

Как уточнила в беседе с корреспондентом ComNews Светлана Белова, эта идея давно витала в воздухе. "Мы понимаем, как в целом должна выглядеть эта система. Понимаем, что это очень большой проект", - сказала она. Чтобы проектная идея стала конкретным решением, надо приложить много усилий. Как уточнила Светлана Белова, команда проекта ожидает, что его реализация возможна в начале 2018 г.

На конференции концепцию активно поддержали представители Ассоциации российских банков (АРБ), Департамента развития высоких технологий Минкомсвязи РФ и другие участники рынка.

"Все видят с разных сторон одни и те же проблемы", - сказала Светлана Белова, отметив, что в создании экосистемы заинтересованы многие игроки рынка.

По словам Светланы Беловой, в настоящее время государство, бизнес и пользователи испытывают ряд трудностей по тому, как правильно использовать ПД.

В частности, у бизнеса отсутствуют удобные и надежные механизмы получения согласия пользователя на использование его ПД. При этом, добавила Светлана Белова, лавинообразный рост спроса на ПД мотивирует развитие серого рынка торговли ПД. Бизнес не имеет социальной ответственности в части использования ПД, и это способствует процветанию "цифрового феодализма" в отношении ПД.

Что касается государства, то оно не исполняет функцию социальной защиты граждан (обеспечение цифрового суверенитета личности). "Государство не имеет простых и удобных инструментов взаимодействия с конечными пользователями в режиме онлайн кроме портала госуслуг", - отметила Светлана Белова.

По ее словам, в результате получается так, что пользователя на рыночной "поляне" не видно. "Он существует, все вокруг него происходит, он генерирует данные, его права защищает государство, обеспечивая механизмы отзыва данных. Но, тем не менее, пользователь не имеет никакой информации о том, кто и как применяет его данные. Он не получает никаких доходов от коммерческого оборота своих цифровых активов, не управляет правами доступа и чаще всего получает моральный или материальный ущерб от того, что кто-то бесконтрольно использует его персональные данные", - сказала Светлана Белова.

Глава компании "Системы управления идентификацией" отметила, что взаимоотношения пользовательских данных происходят только между бизнесом и государством. "Представляется, что путь гармонизации этого рынка - через вывод конечного пользователя на арену рыночных отношений, связанных с оборотом персональных данных", - заметила Светлана Белова.

На ее взгляд, экосистема персональных данных - это практически смена парадигмы. "Пользователь (субъект персональных данных) должен стать полноценным игроком рыночных отношений. Это приведет к тому, что бизнес сможет легально обмениваться данными: это станет механизмом для развития разнообразных стартапов и для развития рынка в целом", - подчеркнула Светлана Белова.

При этом, добавила она, пользователю нужен инструмент, который позволял бы легко и просто управлять своим профилем и доступом к нему. "Ему нужен инструмент, который позволял бы применять инструменты Big Data, анализировать свой профиль и принимать правильные решения. Светлана Белова предположила, что это может быть персональный советчик, который будет анализировать деятельность пользователя и подсказывать ему, как поступать в той ли иной ситуации.

"Пользователь должен начать получать доход и монетизировать свою активность в Сети", - считает она. А бизнесу в свою очередь достанется понятный инструмент - получение пользовательского согласия на обработку персональных данных. "Имея эти согласия, не нужно существовать в серой и черной зонах. Важно лишь адекватно расплачиваться с пользователем", - заметила Светлана Белова.

Глава компании "Системы управления идентификацией" считает, что пользователей заставит прибегнуть к экосистеме несколько факторов: личная безопасность, суверенитет и корыстные соображения, которые могут использоваться против субъекта ПД. "Для этого должны появляться новые приложения и платформы, которых сейчас нет. После их появления возникнут вопросы о стандартах, о протоколах. Рынок должен гармонизироваться", - резюмировала Светлана Белова.

Директор департамента по информационным технологиям Фонда социального страхования РФ Андрей Кошкин, выступая на конференции, рассказал, что к фонду часто обращаются владельцы ПД с тем, чтобы разрешить доступ к их медицинским персональным данным.

"Зачем и в каких целях? Государство вряд ли даст напрямую доступ к персональным данным пользователей, тем более медицинского характера", - заметил Андрей Кошкин. Он отметил, что непонятно, как будут обеспечены защита и хранение информации, дальнейшее ее использование и кто будет нести ответственность за это.

Но при этом в Фонде социального страхования считают, что задачу обеспечения доступа к персональным данным, которые хранит государство, в том числе данным медицинского характера, над каким-то образом решать.

"В сфере социального обслуживания, на наш взгляд, в ближайшие годы будут происходить изменения. Первое из них - это монетизация социальных льгот, - рассказал Андрей Кошкин. Поэтому нужно сейчас понимать, как обеспечить доступ к персональным данным, которые хранятся в государстве, новым игрокам социального рынка.

На взгляд Андрея Кошкина, будут появляться социальные маркетплейсы, так как конечный производитель социальной услуги или социального товара - это не государственные органы, а компании. Это обычные игроки рынка, которые могут произвести товар и доставить его клиенту.

"Те, кто готов будет обслужить в социальном плане гражданина, должны удостовериться в том, имеет ли гражданин какие-либо социальные гарантии и какие социальные услуги этому гражданину надо доставить. И здесь мы должны будем по какой-то технологии обеспечить доступ к этим персональным данным", - отметил Андрей Кошкин.

Он предположил, что это может быть либо единая государственная инфраструктура, которая обеспечит юридическую значимость, либо дополнительная инфраструктура, которая обеспечит доверие, либо принципиально новая технология, которая обеспечит связанность, защиту информации на социальном рынке - какой-нибудь социальный blockchain.

В этой связи Фонд социального страхования старается решать проблему самостоятельно. "Мы ставим перед собой задачу создания новой цифровой платформы. Она направлена на поддержку социально ориентированных платформ и решение задач в негосударственной среде", - рассказал Андрей Кошкин.

Начальник управления специальных проектов X5 Retail Group Дмитрий Русаков отмечает, что утопично думать, что персональные данные будет хранить какая-то одна компания. "Системные ресурсы не безграничны, невозможно бесконечно увеличивать площадь и объемы своих накопителей", - заметил он.

Дмитрий Русаков добавил, что большой проблемой российского законодательства является то, что за утечку каких-либо данных ответственность несет не владелец облака, а владелец информации.

По данным исследования Boston Consulting Group (BCG; "The Value of our Digital Identity"), к 2020 г. масштаб экономики ПД составит $1,1 трлн, из которых $734 млрд будут приходиться на долю конечного пользователя. Годовой рост экономики ПД составит 22%.

Согласно прошлогодним данным BCG, 88% субъектов ПД озабочены тем, кто и как собирает их данные, но не меняют своего поведения в онлайн. 30% понимают, кто и как собирает их ПД, а 82% понимают важность управления ПД, но 63% не имеют удобных и понятных инструментов управления. И только 10% предпринимают усилия по управлению своими ПД в онлайн.

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости