Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Сб, 20.10.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 65.81 EUR 75.32
20 октября 2018 года, Сб

Российский ход в управлении основными данными

главный редактор изданий группы компаний ComNews
© ComNews
01.11.2017

На российском рынке появился первый национальный игрок с платформой для управления основными данными (Master Data Management, MDM), пригодной к использованию в любой отрасли экономики, - ООО "Юнидата". Момент для широкого выхода компании на рынок - более чем удачный: именно сейчас все больше компаний в России осознают ценность корпоративных данных и ищут способы их монетизации, хотя многие корпорации на Западе пришли к этому пониманию почти 10 лет назад.

Традиционно основные данные (Master Data) в РФ называли нормативно-справочной информацией. Говоря проще, это данные, которые описывают основной бизнес предприятия - прежде всего его объекты управления и владения. К такому типу данных относятся, например, реестр земельных участков, каталог продукции, список сотрудников или единый каталог закупаемых товаров. "Внедрение таких разрозненных решений было вынужденной мерой, так как комплексный переход организации на общий словарь терминов и данных требовал больших затрат и не финансировался бизнесом", - говорит главный архитектор "Юнидата" Алексей Цырюльников. 

Наиболее продвинутые российские компании пытались идти путем централизации данных, но дальше проектов типа "Единый клиент" или "Централизация закупочной деятельности" не продвинулся никто. Под эти сквозные для бизнеса, но фрагментарные задачи разрабатывались решения класса MDM, ориентированные на одну область - так называемые однодоменные MDM. "Де-факто решались текущие задачи бизнес-подразделений, но одновременно вырастали барьеры для дальнейшего развития компании, - указывает Алексей Цырюльников. - Возникала парадоксальная ситуация: решение, призванное создавать общий язык данных в организации, изолировало обрабатываемую предметную область в себе и не могло включить смежные предметные области. Созданное второе MDM-решение для другой предметной области чаще всего не интегрировалось с первым продуктом MDM".

В начале 2000-х годов многие крупные ИТ-вендоры взялись за создание мультидоменных систем MDM. Но большинство из них в силу непроработанности методологий и уровня развития технологий (прежде всего из-за доминирования реляционных баз данных) были непригодны к промышленному применению на больших объемах данных. С приходом технологий Big Data, широким распространением нереляционных баз данных, разработкой методологии Data Governance многие вендоры решили эти проблемы. Зачастую по ключевым критериям сравнения мультидоменные MDM-решения на равных конкурируют с однодоменными MDM в их предметных областях и опережают их по возможностям работы в нескольких предметных областях.

Российский след

Именно тогда, в начале 2000-х годов, группа выпускников математико-механического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) занималась разработкой алгоритмов автоматизации анализа потоков данных, текстовой аналитики, построением таксономий и пр. Далее их работа продолжилась в рамках американского стартапа Siperian Inc., который организовал в Петербурге R&D-центр по реинжинирингу продукта для управления основными данными. В январе 2010 года компанию Siperian поглотила также американская Informatica Corporation, после чего на базе петербургского R&D-центра было сформировано представительство Informatica и открыт Центр разработки, а в Москве был создан офис продаж Informatica. Продукты Siperian, переименованные после поглощения в Informatica MDM, в период с 2009 по 2014 год неоднократно получали положительные отзывы от таких известных аналитических агентств, как Gartner и Forrester.

Команда выходцев из СПбГУ, работая на Informatica Corporation, в течение нескольких лет занималась реализацией крупных проектов внедрения решений класса MDM и систем управления качеством данных (Data Quality) для больших международных корпораций, в том числе Maersk Line (Дания), Printemps (Франция), SuperValu, Ecolab, General Electric (все - США), "МегаФон" (Россия). "В результате этой работы мы пришли к идее создания собственной продуктовой платформы, основанной на современном технологическом стеке свободного программного обеспечения (СПО). Более того, накопленный опыт и новые технологии привели к отказу от идеи продукта с ограниченным набором функций и переходу к концепции продуктовой платформы, поддерживающей возможность расширения базовой логики и использования адаптивных модулей, без привязки к какой-то конкретной предметной области. Для этих целей в июле 2015 года мы создали компанию "Юнидата", - вспоминает генеральный директор "Юнидата" Сергей Кузнецов.

Трехлетнее восхождение

Первый год работы у новой компании ушел на формирование продукта, в 2016 году универсальное мультидоменное MDM-решение "Юнидата" было внедрено у нескольких крупных клиентов, при этом новоявленный российский вендор создал службу технической поддержки (с первой и второй линиями). 1 июня 2016 года Минкомсвязи РФ внесло платформу "Юнидата" в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (свидетельство о государственной регистрации №2016610744). Наконец в 2017 году "Юнидата" вывела MDM-платформу на принципиально новый уровень производительности: в мае она достигла производительности в один миллиард записей. Причем "Юнидата" стала одной из первых компаний в мире, способных работать с таким массивом данных в тематике нормативно-справочной информации.

Уникальность ситуации заключается еще и в том, что достичь подобных результатов удалось на весьма скромных компьютерных мощностях. При разработке "Юнидата" поставила во главу угла принцип "миллиард за миллион": речь идет о миллиарде записей на серверах стоимостью всего миллион рублей. Данный показатель ставит систему управления данными "Юнидата" в один ряд с лучшими MDM-решениями в мире.

"Юнидата" сознательно отказалась от привязки продукта к определенному типу программного обеспечения: одноименная платформа способна работать и с Linux, и с OJ (ранее - OpenJava), основное хранилище данных может быть организовано как на базе реляционной базы данных (включая PostgreSQL, Oracle и Microsoft SQL Server), так и с использованием NoSQL-решений (Cassandra, MongoDB). В самой платформе "Юнидата" отсутствуют проприетарные компоненты: все используемые программные продукты являются свободным ПО с открытым исходным кодом, причем, как подчеркивает Алексей Цырюльников, это было сделано еще до появления в РФ государственной политики по импортозамещению.

Появление отечественного MDM-решения такого уровня и производительности привлекает внимание все большего количества заказчиков. По данным компании, платформу "Юнидата" использует уже несколько десятков крупных российских корпораций и госструктур, в том числе АО "Российские космические системы", входящая в ГК "Ростех" Объединенная приборостроительная корпорация (ОПК), Министерство сельского хозяйства РФ, Отраслевой центр разработки и внедрения информационных систем (ОЦРВ) - дочернее подразделение ОАО "РЖД", отвечающее за разработку и внедрение ИТ, комплексных автоматизированных систем управления и отдельных программ по всей группе компаний, а также ФГБУ "Северо-Западный федеральный медицинский исследовательский центр имени В.А. Алмазова" Министерства здравоохранения РФ.

Алексей Цырюльников отмечает, что платформа MDM - не коробочный продукт, поэтому на ее внедрение обычно уходит два-три месяца, а в сложных случаях этот срок может растянуться до года. При этом "Юнидата" различает два типа MDM-решений - операционный и аналитический. В первом варианте платформа должна обеспечить качество данных во всех рабочих системах, и в этом случае предъявляются очень жесткие требования к точности данных и борьбе с ошибками ввода - это означает, что без элементов ручного контроля качества данных тут не обойтись. Для аналитического варианта применения, когда исходная информация забирается из различных систем, планка по допустимому количеству ошибок существенно ниже, что дает возможность полностью избавить операторов от ручного труда и, как следствие, сэкономить затраты. "При внедрении MDM-решения важно четко понимать цели заказчика", - резюмирует Алексей Цырюльников.

Компания "Юнидата" полномасштабно вышла на рынок как нельзя вовремя. Переход к новому промышленному укладу и цифровая трансформация, которую проходят все прогрессивные компании в любом секторе рынка, требуют нового инструментария и уровня работы с корпоративными данными. Тема цифровой экономики стала в России государственной повесткой дня (с момента одобрения одноименной правительственной программы премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым 28 июля 2017 г.). В самом начале текста этого документа говорится: цифровая экономика "характеризуется тем, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства". Для того чтобы данные действительно обрели такую роль, нужны принципиально новые подходы для работы с ними, и такое решение, как "Юнидата", явно отвечает данным потребностям.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости