© ComNews
01.11.2017

На официальном сайте Роскомнадзора сегодня размещено открытое письмо за подписью главы ведомства - Александра Жарова.

Обратил сегодня утром внимание на заголовки вполне респектабельных отечественных СМИ: "В России вступил в силу закон о запрете анонимайзеров".

Существует всего два возможных объяснения этих заголовков:

1. "Не читал, но осуждаю" - корреспондент, не разобравшись в проблеме, пишет обобщенный текст о запрете еще чего-то в сети. Громко, хлестко и… обобщенно.

2. "Для роста трафика все средства хороши" - это, как говорится, без комментариев. 

Уважаемые коллеги!

Давайте будем точны в формулировках и разберемся по существу. Федеральный закон от 29.07.2017 № 276-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", вступивший в силу с 1 ноября, гласит о следующем:

1. Согласно утвержденной в Законе процедуре, по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, т.е. МВД и ФСБ, Роскомнадзор направляет проксирующему сервису VPN или "анонимайзеру" требование о подключении к ФГИС с целью ограничения доступа к запрещенным в Российской Федерации интернет-ресурсам, на подключение дается 30 дней.

Если данное требование не исполняется через 3 дня, Роскомнадзором может быть принято решение об ограничении доступа к соответствующему сервису.

2. Операторы поисковых систем также должны подключиться к ФГИС и удалить запрещенные ресурсы из своей выдачи.

3. Другой немаловажной особенностью закона, на которую не обратили внимание СМИ, является очистка Реестра запрещенной информации от дублирующихся записей. Специалисты Роскомнадзора предполагают, что в результате проделанной работы Реестр уменьшится в два раза. Ведомство планирует завершить эту работу до конца года.

Обращаем внимание, что требования закона не распространяются на операторов государственных информационных систем, государственные органы и органы местного самоуправления, а также на случаи использования "анонимайзеров" и сервисов VPN при условии, что круг пользователей заранее определен их владельцами и использование таких ПО осуществляется в технологических целях обеспечения деятельности лица, осуществляющего их использование, например, в банковской деятельности.

 С наилучшими пожеланиями, А. Жаров