© ComNews
15.11.2017

Оператор связи ТТК (АО "Компания ТрансТелеКом", "дочка" РЖД) реализовал комплексный проект по созданию Единого информационно-сервисного центра (ЕИСЦ) для обслуживания грузового и пассажирского трафика ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). При этом ТТК не только организовал каналы связи, но и реализовал весь комплекс работ, включая создание ИТ-инфраструктуры и интеграцию с системами РЖД.

Как отметил президент ТТК Роман Кравцов, проект ЕИСЦ был реализован компанией в кратчайшие сроки: при плановом сроке реализации в девять месяцев он был завершен всего за три месяца. "За это время специалисты компании подготовили площадку контакт-центра, подобрали и обучили персонал, организовали ИТ-инфраструктуру, произвели интеграцию с системами РЖД, организовали систему связи", - уточнил он.

"Ежемесячно от клиентов РЖД поступает порядка 1,7 млн звонков. Создание ЕИСЦ на базе ресурсов компании ТТК позволяет сделать процесс взаимодействия с клиентами проще и эффективнее", - прокомментировал директор РЖД по информационным технологиям Евгений Чаркин. Роман Кравцов добавил, что объем обрабатываемых звонков, поступающих в ЕИСЦ от клиентов РЖД со всей территории России, постоянно увеличивается. В пресс-службе ТТК рассказали, что операторы ЕИСЦ принимают звонки от пассажиров РЖД на единый номер.

Как уточнил представитель ТТК, площадь контакт-центра составляет 828 кв.м, он рассчитан на 110 рабочих мест операторов. "Используемые технологические решения предоставляют возможность обработки до 8 тыс. вызовов в час и не менее 2 млн вызовов в месяц. Программно-аппаратный комплекс ЕИСЦ построен на базе новейших разработок и оборудования от производителей Cisco и NetApp", - отметили в компании.

В ТТК добавили, что в работе ЕИСЦ будет задействовано более 200 штатных единиц, что создает дополнительные рабочие места.

Представитель оператора напомнил, что в 2016 г. ТТК принял участие в пилотном проекте Центра фирменного транспортного обслуживания по организации центров продажи услуг (ЦПУ) для грузоотправителей на 16 железных дорогах. Проект был создан в целях повышения качества транспортного обслуживания в сфере грузовых перевозок. Ежемесячно в центры продажи услуг поступает более 5000 обращений от потенциальных или действующих клиентов. Рабочие места ЦПУ сегодня включены в контур централизованной системы обработки обращений на базе образованного Единого информационно-сервисного центра, который обслуживает не только грузовой, но и пассажирский трафик РЖД.

Руководитель пресс-службы группы компаний "Техносерв" Екатерина Андреева, комментируя проект ТТК, сказала, что он лежит в абсолютной логике развития ТТК. Во-первых, отметила она, операторы фиксированной связи ищут дополнительные источники дохода. Во-вторых, предоставление услуг конткт-центра - это часть традиционного бизнеса операторов, они хорошо знают, как он должен работать, поэтому создать у себя внутри подразделение, которое может реализовать контакт-центр с нуля, - это шаг в развитии существующей компетенции. В-третьих, опытом в новом для ТТК направлении слал проект для собственной материнской компании.

"Операторы фиксированной связи регулярно выполняют интеграторские проекты, но чаще всего в них оператор отвечает за телекомовскую часть, а работы по интеграции отдает на субподряд партнеру-интегратору, так как в сложных проектах нужно уметь объединить целый ряд различных систем и технологий, и таких обширных собственных компетенций у оператора, как правило, нет", - сказала Екатерина Андреева, добавив, что именно в этом ключе работают "Техносерв" и ПАО "Ростелеком" в проектах по АПК "Безопасный город" в таких регионах, как Архангельск, Вологда, Горный Алтай.  

Другие операторы связи также предоставляют сторонним компаниям решения под ключ, выступая одновременно провайдером и интеграторам. В разговоре с корреспондентом ComNews руководитель пресс-службы ПАО "МегаФон" Юлия Дорохина напомнила, что в этом году оператор представил обновленную стратегию, в центре внимания которой - цифровой клиент. "Наша цель - стать "единой точкой входа" и предоставить комплексные решения под ключ, прорабатывая детально потребности каждого клиента из любой отрасли", - отметила она.

Кроме того, в этом же году РЖД и "МегаФон" подписали соглашение о сотрудничестве в области развития услуг связи и Интернета вещей (IoT). Юлия Дорохина добавила, что в планах компании - разработка и осуществление проектов в области IoT - например, внедрение умной технологии сбора и передачи информации о состоянии объектов инфраструктуры без участия человека.

"Помимо этого, мы выступили в роли IoT-интегратора в проекте с инновационным городом Иннополис. Мы предоставили комплексное решение по дистанционному контролю и учету ресурсов ЖКХ на основе технологии NB-IoT (NarrowBand Internet of Things), от поставки и монтажа устройств сети, передачи данных, создания веб-кабинета и до предоставления аналитических услуг сетевым и управляющим компаниям", - рассказала корреспонденту ComNews Юлия Дорохина, добавив, что еще одним ярким примером является обеспечение инфраструктурой объектов, на которых проходил Кубок конфедераций 2017 г. и пройдет Чемпионат мира в 2018 г.

Представитель "Ростелекома" сказал, что компания давно выступает в роли бизнес-интегратора в крупных интеграторских решениях, координируя, в частности, проекты в области NB-IoТ.  

"В последнее время все больше появлялось проектов, в которых "Ростелеком" играл роль именно системного интегратора. Более того, в целях участия в подобных проектах недавно открыт Департамент системной интеграции", - отметили в компании.

В "Ростелекоме" рассказали, что среди последних проектов системной интеграции - проекты по внедрению SD WAN (Software-Defined WAN), строительство ЦОДов для заказчиков под ключ, создание телеком-инфраструктуры на объектах заказчиков.  

"Нам интересны крупные проекты, и мы видим, что для того, чтобы стать ИТ-компанией, нам надо в это играть. С другой стороны, отсутствие сервисной составляющей, относительно низкая маржинальность маркирует такие проекты как нежелательные с точки зрения экономистов внутри компании", - резюмировали в "Ростелекоме".  

Как заметил руководитель направления решений для операторов связи компании "Крок" (ЗАО "КРОК инкорпорейтед") Василий Горшенин, операторы ищут новые ниши для развития, расширяют портфель предоставляемых сервисов и услуг. Как и большинство бизнесов, они движутся туда, где можно дополнительно заработать.

"У этих игроков есть ресурсы - определенная экспертиза и штат ИТ-специалистов, которые они стремятся монетизировать, выполняя часть функций интегратора. Тем не менее все проекты, которые реализуют операторы связи, приближены к их основному бизнесу", - отметил Василий Горшенин. Он уточнил, что это может быть, к примеру, строительство сетей передачи данных или телефонии и пр.  

По словам Василия Горшенина, операторы неэффективны в сложных комплексных проектах, которые требуют разносторонней экспертизы, вплоть до написания приложений и доработок существующих продуктов. Дело в том, добавил он, что развитие такой экспертизы для операторов не оправданно в рамках разовых задач.

"На мой взгляд, операторы связи будут дальше развиваться и предлагать базовые интеграционные решения рынку, а системные интеграторы, в свою очередь, выводить актуальные управляемые сервисы, в том числе облачные. Однако ситуация, когда операторы полностью заменят интеграторов, маловероятна. Для этого необходим опыт реализации сложных комплексных проектов с доработкой и разработкой программных продуктов, не привязанных к основному операторскому бизнесу", - резюмировал Василий Горшенин.

Сергей Фортунатов из департамента инфраструктурных решений управления сервисов группы компаний Softline на сегодняшний день не наблюдает тенденции вытеснения интеграторов операторами, поскольку у интеграторов и операторов совершенно разный бизнес, а также разный подход и видение рынка.

"Напротив, пропорция распределения таких проектов стабильна. Операторы по своей основной задаче предлагают услуги связи - каналы, номерную емкость, интернет-трафик. А интеграторы нацелены прежде всего на развертывание аппаратных и программных решений на площадке конечного заказчика, решений так называемой последней мили", - прокомментировал Сергей Фортунатов.

Руководитель отдела телекоммуникаций компании "Ланит-Интеграция" Иван Скрыпник считает, что операторы связи могут вытеснить интеграторов из своего бизнеса. Этот процесс в той или иной мере можно наблюдать во всех крупных компаниях. "Однако через какое-то время такой "внутренний интегратор" перестает быть эффективным, так как он работает на бесконкурентном поле и для компании снова становится выгоднее реализовать проект, привлекая интегратора на открытом рынке", - отметил он.