© ComNews
24.11.2017

Региональная общественная организация "Центр интернет-технологий" (РОЦИТ) сообщила о жалобах пользователей, связанных с размещением рекламных сообщений ПАО "МегаФон" на смартфонах поверх интернет-страниц. В организации обратили внимание на то, что в ситуации с "МегаФоном" предварительное согласие абонентов на получение рекламы формально имеется, хотя его в принципе можно посчитать навязанным, так как в условиях "МегаФона" не указана возможность отказа от получения рекламы. По мнению РОЦИТ, это противоречит ст.18 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ "О рекламе". Организация направила запросы в ФАС и Роспотребнадзор с просьбой дать разъяснения действиям оператора.

На горячую линию Рунета поступили десятки жалоб пользователей из-за размещения рекламных сообщений "МегаФона" поверх страниц интернет-ресурсов. Кроме того, организация фиксирует большое количество обращений в социальных сетях и на форумах. Абоненты недовольны тем, что реклама занимает больше половины экрана смартфона.

Как отмечают в РОЦИТ, условия предоставления услуг связи "МегаФоном" подразумевают возможность показывать рекламу при использовании услуг, а также применение (обработка, передача) сведений об абоненте в целях продвижения товаров. Однако, по мнению организации, такая практика не созвучна ст.18 Федерального закона "О рекламе". В статье указано, что распространение рекламы допускается только при условии предварительного согласия абонента на ее получение. "При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием", - следует из статьи.

По мнению РОЦИТ, в ситуации с "МегаФоном" предварительное согласие абонентов на получение рекламы формально имеется, хотя его можно посчитать навязанным. Они пояснили, что в условиях "МегаФона" не указана возможность отказа от получения рекламы, то есть согласие выглядит безальтернативным. В РОЦИТ считают, что такой подход также может противоречить закону "О защите прав потребителей", где оказание одной услуги не может обуславливаться получением другой. "Неинформирование пользователя о возможности отказа от получения рекламы явно входит в противоречие и с уже указанной ст.18 ФЗ "О рекламе", - отметили в организации.

РОЦИТ направила соответствующие запросы в ФАС и Роспотребнадзор с просьбой дать разъяснения по поводу противоправности действий оператора. РОЦИТ также призвала "МегаФон" пересмотреть договорные отношения с потребителями и политику рекламных коммуникаций, а также отправила официальный запрос по поводу законности рекламных сообщений. Примечательно, что в пресс-службе Роспотребнадзора сообщили корреспонденту ComNews, что на текущий момент запрос от РОЦИТ не регистрировался. В ФАС также запрос еще не поступал. В "МегаФоне" предпочли не комментировать данную тему.

По словам председателя общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олега Павлова, в данном случае можно говорить о противоправных действиях со стороны "МегаФона". Он считает, что условия оказания услуг "МегаФоном" определены оператором в одностороннем порядке и у абонента нет иного выбора, кроме как соглашаться с ними. Таким образом, отметил эксперт, абоненту вместе с получением услуг связи навязывается реклама. "Вместе с этим ст.16 закона "О защите прав потребителей" предусмотрен запрет на такое навязывание, а также установлено, что условия договора с потребителем, которые ущемляют его права, признаются недействительными", - обращает внимание Олег Павлов.

ОПИ планирует также направить обращения регуляторам и, в зависимости от их позиции, будет рассматривать подачу иска к "МегаФону" для защиты круга потребителей. Олег Павлов обратил внимание абонентов на то, что на договор (условия которого определены "МегаФоном" в одностороннем порядке) распространяются положения ст.428 ГК РФ. Из статьи следует, что потребитель может требовать изменения условий, ограничивающих его права. Кроме того, добавил он, п.1 ст.18 закона "О рекламе" обязывает оператора незамедлительно прекратить показ рекламы по первому требованию абонента. "Лучше всего сделать это способом, который позволит сохранить доказательства отправки - направить обращение по электронной почте или через личный кабинет", - посоветовал Олег Павлов.

Это не единственная жалоба на сотовых операторов. Директор РОЦИТ Сергей Гребенников рассказал корреспонденту ComNews, что после подписания в 2015 г. с операторами связи соглашения о защите пользователей от мобильного мошенничества организация не раз решала соответствующие проблемы. Сергей Гребенников сообщил, что в целом РОЦИТ фиксирует рост числа жалоб на предоставление услуг операторами связи на протяжении года - около 7-10% от всех жалоб, поступающих на горячую линию Рунета за год.

В начале ноября компания Deloitte опубликовала отчет, согласно которому россияне не верят онлайн-рекламе (см. новость ComNews от 10 ноября 2017 г.). Индекс лояльности составил для нее –23%, за два года он снизился на 14 процентных пунктов. При этом средний индекс лояльности к основным рекламным форматам остается стабильным - на уровне –7%.