© ComNews
04.12.2017

В первой половине 2018 г. транспортная компания Traft совместно с рабочей группой АНО "ПравоРоботов", созданной в Госдуме при Экспертном совете по цифровой экономике, планирует подготовить первый в России федеральный закон для регулирования беспилотного транспорта (БПТС). Закон позволит тестировать беспилотники на дорогах общего пользования. Соответствующие предложения Traft и "ПравоРоботов" направили в Госдуму в июле 2017 г. и доработали в ноябре. В частности, стороны хотят приравнять беспилотники к ученикам на дороге.

Как отметил исполнительный директор Traft Артур Мурадян, главный барьер в развитии беспилотников в России сегодня - законодательный. Не определена гражданская и уголовная ответственность за управление автороботами, есть проблема правильного применения системы страхования по факту использования автомобиля, нет точного понимания, как разбирать ДТП с участием беспилотника и обычного авто. "Средневзвешенный показатель причин аварий во всем мире следующий: 90% аварий происходит по причине человеческого фактора и только 10% - результат вмешательства погоды или рельефа", - добавил он, выступая на Федеральном форуме "Smart Cars & Roads - цифровая трансформация экосистемы "автомобиль-дорога" в Российской Федерации", организованном ComNews Conferences.

Это значит, как подчеркнули в Traft, что в первые 10 лет внедрения беспилотников человеческий фактор останется главной причиной аварий с участием беспилотников и обычных машин. Поэтому необходимо максимально тщательно проработать правовые механизмы взаимоотношения автобота и человека. "В Европарламенте статус беспилотника на дороге в этом году пытались приравнять к животному. Мы выступаем за более объективный статус данного транспортного средства - это "ученик", управляющий автомобилем совместно с инструктором, в роли которого выступает сам водитель-оператор", - уточнил Артур Мурадян.

В разговоре с корреспондентом ComNews руководитель департамента внешних коммуникаций Traft Иван Пачко рассказал, что компания предлагает внести поправки в ПДД, УК РФ и ГК РФ, которые будут касаться определения термина "автономное автотранспортное средство", ответственности и порядка действий при нарушении законодательства РФ. Он напомнил, что первое в истории законодательной власти России заседание в Госдуме по вопросам правового регулирования БПТС состоялось еще 30 марта 2015 г. В июне 2015 г. Студия Артемия Лебедева создала первые специализированные дорожные знаки для беспилотников. Однако с тех пор ни представители транспорта, ни регуляторы не предложили конструктивной программы по развитию первичных инициатив.

Помимо этого, в компании Traft считают, что необходимо развитие законодательной основы регулирования БПТС через ГОСТ, КоАП и технический регламент Таможенного союза. "Все вышеперечисленные предложения станут наиболее реалистичным вариантом выхода беспилотников на улицы, - подчеркнул Артур Мурадян. - Traft намерен довести все предложения до принятия закона уже в 2018 г.".

По его словам, главное, чего хочет добиться компания, разрешить выезд БПТС на дороги общего пользования для продолжения тестирований. До сегодняшнего момента компания проводит все заезды на своем закрытом полигоне в подмосковном Шахово, а для первой коммерческой перевозки по дороге М-11 совместно с "Автодором" (ООО "Автодор-Платные Дороги") вынуждена полностью перекрывать целый участок трассы. Закон позволит провести некоторые наиболее безопасные варианты заездов в потоке машин, в реальном окружении других участников дорожного движения. Для дополнительной безопасности компания уже разрабатывает специальный страховой продукт совместно со страховой компанией Intouch (входит в группу "Ренессанс") и развивает профсоюз для поддержки и обучения будущих водителей - операторов беспилотников.

Отвечая на вопрос корреспондента ComNews, как давно у Traft и "ПравоРоботов" возникла идея прописать регулирование БПТС на законодательном уровне, исполнительный директор Heads Consulting, учредитель АНО "ПравоРоботов" Никита Куликов сказал, что практически сразу после того, как обе стороны озадачились вопросом вывести прототип беспилотного транспорта на общественные дороги. "Дело в том, что в соответствии с концепцией ПДД все, что не указано в них, автоматически им противоречит и, как следствие, запрещено. Данный подход распространяется и на беспилотные автомобили, а мы как законопослушные граждане и организации закон нарушать не хотим и поэтому предлагаем его откорректировать, тем более что такая необходимость явно назрела", - прокомментировали в организации.

В "ПравоРоботов" утверждают, что организация и компания Traft выступили с такой инициативой первыми в России. "Аналогичные проекты будут появляться при Национальной технологической инициативе, в подразделе "Автонет", однако их программа до сих пор только проходит согласование, а ближайшие законодательные инициативы отнесены на 2019 г. и 2020 г. Так что в обозримой перспективе мы так и будем оставаться частной инициативой", - сказал Никита Куликов.

В разговоре с корреспондентом ComNews руководитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусcтвенного интеллекта (ИИ) в России "Робоправо" Андрей Незнамов отметил, что для обсуждения таких вопросов необходимо привлекать производителей и отраслевых экспертов: вместе с ними обсуждать поправки и только после этого их предлагать. "Отраслевые участники рынка должны сформулировать поправки на законодательном уровне аккуратно, но при этом быстро", - сказал эксперт, добавив, что "Робоправо" готово включиться в обсуждение, но выступит с теми, кто будет исполнять законы.

По его словам, все поправки подразумевают легитимацию высокоавтоматизированных машин: для создания пилотных зон для беспилотников потребуются корректировки в ПДД. "Технически высокоавтоматизированные машины мы можем тестировать в России уже сейчас, главная сложность - это вывод беспилотных автомобилей на дороги общего пользования. Думаю, что поправки в соответствующие законодательные акты будут приняты в ближайшие год-два. Но при этом у участников рынка расходятся мнения, когда беспилотный транспорт будет спокойно передвигаться на российских дорогах", - резюмировал Андрей Незнамов.

Исполнительный директор Ассоциация "Автонет" Владимир Колмаков подчеркнул, что на законодательном уровне обязательно прописывать регулирование любого вида транспорта – в том числе, беспилотного. Особенно, беспилотного. Однако, по его словам, главная сложность заключается в том, что на текущий момент никто в мире пока не может четко сформулировать статус транспортного средства, управляемого не просто компьютерной программой, а системой с элементами искусственного интеллекта. "И формировать законодательство в этой области надо уже сейчас – несмотря на то, что производство беспилотных автомобилей в промышленных масштабах можно ожидать только через несколько лет. Во-первых, потому что и законотворцам, и участникам рынка предстоит огромная работа – в сфере беспилотных автомобилей есть очень много нюансов и пересечений со смежными областями, например, робототехника и кибербезопасность", - сказал он, отметив, что разработка даже рамочного закона - от формулировки до утверждения и принятия - занимает не менее полутора лет. В "Автонете" корреспонденту ComNews сообщили, что ассоциация готова активно участвовать в процессе формирования законодательной базы.

"О законодательстве, регулирующем отношения человека и ИИ, говорят давно. Однако правовой статус интеллектуальных систем все еще остается вопросом полемическим. И конечно, уравнивание человека и программного комплекса, пусть даже в вопросе вождения транспортных средств, недопустимо", - подчеркнул председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies Алексей Любимов.

По его мнению, пока ИИ не институирован, не введен в правовое поле, прописывать правовой статус частного случая применения не имеет смысла. Более того, на ИИ в принципе невозможно возложить ответственность в том виде, в котором она прописана в отношении человека-водителя. "Логично было бы под ИИ ввести специальные нормы регулирования, принципиально отличные от тех, которые действуют в отношении людей. И создание такого законодательства - вопрос не одного года. Сейчас же важнее распределить ответственность между разработчиками ИИ и эксплуатантами интеллектуальных комплексов", - заключили в Консорциуме 3i Technologies.

Как заметил Никита Куликов, сложность прохождения по установленным процедурам принятия новых нормативно-правовых актов актуальна не только для России, но в ряде стран на федеральном уровне для такого рода законодательства был предложен облегченный порядок согласования. Это обеспечило оперативное принятие профильных нормативно-правовых актов в кратчайшие сроки. Так, в Швеции беспилотные автомобили Volvo уже два года ездят по дорогам общественного пользования в Гетеборге. В Германии в 2017 г. был принят соответствующий федеральный закон позволяющий эксплуатацию беспилотных автомобилей. В США уже согласована выдача 25 тыс. лицензий на беспилотную технику для проезда по дорогам общественного пользования с потенциалом увеличения до 100 тыс. лицензий.

Андрей Незнамов пояснил, что "есть умные машины, а есть беспилотный транспорт". Второе тестирует активно Финляндия: их законодательство позволяет тестировать беспилотники без участия человека внутри машины. При этом подавляющее большинство стран пока идут по первому пути, развивая умные машины - то есть машины могут ехать сами, но человек обязательно должен быть внутри. "Разумеется, все указанные действия власти вышеперечисленных стран предпринимают для разрешения сразу ряда задач: быть первооткрывателями технологий, привлечь инвестиции, создать тренды, которые потом будут копироваться в менее активные в данном вопросе страны", - добавил Никита Куликов.

В "ПравоРоботов" считают, что меры, разработанные организацией в проекте постановления правительства РФ, позволят активно развивать в России отрасль беспилотного автотранспорта, а также сделают РФ третьей страной в мире, которая законодательно разрешила эксплуатацию беспилотных автомобилей. 

"Согласно дорожной карте, беспилотные транспортные средства выйдут на дороги общего пользования в массовом порядке в 2035 г. – мы придерживаемся этих сроков, - отметил Владимир Колмаков. - Формирование рынка беспилотников повлечет за собой значительные изменения всего, что связано с транспортом. Это и законодательство, и страхование, и, конечно, сама дорожная инфраструктура (от строительства дорог до появления новых сервисов). Изменятся также рынок труда и сами принципы использования транспортного средства".