Алексей Любимов: "Процесс цифровизации институтов власти и инструментов управления – это первый шаг к цифровому образу гражданина"
Алексей Любимов,
председатель совета директоров Консорциума 3i Technologies
© ComNews
11.12.2017

Введут ли в России рейтингование граждан, подобно тому, как это происходит в Китае? Скорее всего, не как в Китае, но введут. Вероятно, это не будет в лоб, не в форме социального кредита, то есть без выставления оценок или введении социальных страт. Однако технологически и идеологически российское общество созрело для создания цифрового образа гражданина или социального аватара.

В Китае в 2014 году была принята "Программа создания системы социального кредита (2014–2020)". По ее завершению каждый житель страны и каждая компания будут оцениваться системой в режиме реального времени. Причем, рейтинг доверия будет общедоступен. Все желающие смогут узнать к какой категории граждан относится их партнер, клиент, сотрудник. Люди с высоким социальным рейтингом будут получать всевозможные льготы. Те, у кого низкий уровень доверия, попадут под особое наблюдение госорганов. Соответственно, людей с высоким рейтингом будут предпочитать при приеме на работу, как клиентов и т. д. А у китайцев с низким статусом жизнь сильно усложнится. Стоит отметить, что рейтингуются в КНР не только простые граждане, но и юрлица, и госчиновники.

В России в обозримой перспективе вряд ли возможна настолько линейная модель социального манипулирования. Однако все идет к тому, что и мы получим свои "электронные бирки". Процесс цифровизации институтов власти и инструментов управления – это первый шаг к цифровому образу гражданина. У нас уже была идея создать электронный парламент. Правда, в 2012 году это подразумевало лишь систему обеспечения народных избранников информационными сервисами. И электронное государство "запустили", пусть и не с первой попытки, пусть в формате портала госуслуг, ведомственных и региональных ресурсов. Следующим шагом, если глобальный миропорядок не изменится, будет цифровая демократия и электронная дума. Ждать этого осталось не так долго, как может показаться на первый взгляд.

На одном из этапов цифровизации страны неизбежно появится цифровой образ или аватар гражданина. В конце концов, в идеальном мире информационных технологий только непредсказуемость аналогового человека будет вносить диссонанс. Отношения государства с гражданином постепенно тоже будут гармонизироваться на базе понятных и универсальных принципов.

Не стоит драматизировать ситуацию. Собственно, даже в XIX веке на людей, которые попадали в поле зрения государственных систем, заводили досье. Сегодня мы по несколько раз на дню подписываем разрешение обрабатывать наши персональные данные, даем доступ к своим контактам и разрешаем определять наше местоположение какой-нибудь нелепой мобильной игрушке или приложению вызова такси. В социальных сетях мы рассказываем о себе куда больше, чем смогли бы из нас вытянуть в какой-нибудь секретной службе. Таргетированная реклама стала обычным делом, никто уже не обращает внимания на то, что поисковая система через несколько минут после посещения интернет-магазина или сайта банка начинает вам подсовывать тематическую рекламу. А безразличие, с которым современный человек воспринимает тот факт, что к его почте имеют доступ различные спецслужбы, в том числе и иностранные, а все переговоры по мобильному идут через системы СОРМ, просто ужасает. Вы ведь даже не задумываетесь о том, что десятки компаний, причем, не только российских, уже благополучно торгуют своими знаниями о вас. Они продают рекламодателям информацию о том, какие покупки вы делали в интернете, с кем общаетесь, где проживаете, рассказывают о вашем возрасте и оценивают уровень вашего дохода.

В то же время, если до сих пор вы не отказались от гаджетов, телефонов и вообще компьютеров, не убежали в глубокую сибирскую тайгу, то, скорее всего, даже не заметите, как станете электронным гражданином. И, конечно, никаких свобод это не нарушит. Только наивный полагает, что если у него нет контакта во "ВКонтакте" или Facebook, то он стал невидимкой. Увы, люди оставляют огромное множество электронных следов, причем, о некоторых своих электронных досье человек даже не задумывается. ИНН и паспорт, медицинская страховка и ОСАГО, налоговая декларация и аккаунт в онлайн-игре, история поисковых запросов и облачные хранилища. Никто ведь не удивляется, когда таможенник в аэропорту видит данные людей о неуплате налогов.

Пройдет немного времени, и все данные о гражданине будут объединены. А от объединенной базы данных совсем рукой подать до цифрового образа гражданина, в электронном виде будет прописано регулярно ли человек платит налоги, имеет ли задолженности перед банками, не привлекался ли полицией и т. д. Появится электронный аватар, статус которого станет основным аргументом при распределении социальных благ, государственных поощрений, квот и прочего. В конце концов, мир становится все более социально ориентированным, и это требует дифференцированного подхода к гражданам. Люди с разным достатком платят разные налоги, в зависимости от социальной принадлежности распределяются пособия и льготы. А создание цифрового образа гражданина позволит государству более точно выстраивать социальную политику.

С появлением цифрового аватара в полной мере будут востребованы все технологии, так или иначе связанные с обработкой больших и сверхбольших данных. Так, системы когнитивного поиска, которыми сейчас интересуются только спецзаказчики, будут опознавать пользователя и давать результаты дифференцировано в зависимости от профиля. Вырастет спрос на системы с использованием искусственного интеллекта, в том числе созданные с применением машинного обучения. Без ИИ с такими массивами информации справиться будет просто невозможно. В отношениях с государством появятся привычные поколению сетевых игр элементы геймификации. Резко возрастет роль систем безопасности и идентификации, работающих с биометрическими данными, в том числе идентифицирующими пользователя по голосу или манере электронного письма.

Мы привыкли говорить, что мир стал прозрачным. Однако большинство из нас даже не задумываются, насколько прозрачным он стал. Социальные сети приучили нас к тотальной публичности, сетевые игры - к электронным рейтингам и статусам. Так что с появлением цифрового образа гражданина практически ничего не изменится. Разве что многое станет проще, быстрее и удобнее. Больше не нужен будет бумажный паспорт для подтверждения личности, не придется бегать в налоговую, чтобы сдать декларацию. В электронном государстве референдум из чрезвычайного мероприятия станет рутинной процедурой цифровой демократии. Но это все потом, после создания цифровой экономики и завершения формирования электронного государства.