Анна Холявко
11.12.2017

На прошлой неделе стоимость биткойна била рекорды – вечером 7 декабря за него давали больше 1 млн руб., когда цена криптовалюты превысила $16 900.

Привлекала внимание и его волатильность: на пути к 1 млн руб. он за сутки подрос на 30%, а в воскресенье падал до $13 250, что на 27% меньше $18 300, до которых биткойн сумел добраться 8 декабря.

Волатильность – одна из причин, мешающих биткойну быть полноправным платежным средством. Но именно такой судьбы хотел для своего детища создатель биткойна – программист, скрывающийся под именем Сатоси Накамото.

Сегодня больше половины добытых биткойнов – 8,3 млн – используют как инструмент инвестирования, знает управляющий партнер New Mining Степан Гершуни. В транзакциях же участвует около 6 млн монет. Из-за принципов работы блокчейна, лежащего в основе криптовалюты, все транзакции должны быть определенным образом записаны в следующее звено блокчейна. А для этой записи должны подключиться и другие участники распределенной сети. Транзакция имеет цену – это комиссия, выплаченная всем участникам сети, которые подтверждают операцию, объясняет партнер KPMG Николай Легкодимов. Одна операция на биткойне независимо от ее размера обходится в $21, что намного дороже операций с помощью других криптовалют, рассказывает основатель блокчейн-платформы mytime Эдуард Гуринович. Транзакция на Ethereum до недавнего времени обходилась в 10 центов, но за последнюю неделю выросла в цене до $2–3 из-за популярности игры CryptoKitties, в которой на блокчейн-платформе можно покупать, продавать и выращивать виртуальных кошек, объясняет Гуринович.

Помимо денег есть и фактор времени. Новый блок появляется каждые 10 минут, а в сети Ethereum – раз в 30 секунд, рассказывает Гершуни. В среднем с начала года на биткойне в день проходит 318 900 транзакций, а на Ethereum – 442 100 транзакций, свидетельствуют данные etherscan.io и blockchain.info.

В минуту сеть биткойн обрабатывает более 200 транзакций, а платежная система Visa, для сравнения, ежесекундно обрабатывает 65 000 транзакций, объясняет Гершуни. Хотя надежда есть: сейчас появляются такие протоколы, которые позволят недорого проводить небольшие транзакции биткойна. Через 2–3 года расплачиваться биткойном будет так же дешево и просто, как и любой другой привычной валютой, уверен Гершуни.

Гуринович указывает на замкнутый круг. Если какая-то новая криптовалюта представляет интерес для транзакций, она вскоре попадает в поле зрения спекулянтов. И эта проблема сейчас неразрешима, уверен Гуринович.

История с биткойном очень похожа на печально знаменитый бум доткомов, вспоминает сооснователь The Token Fund Владимир Смеркис. В начале 2000-х перспективы интернета были очевидны, и люди активно инвестировали в интернет-компании. Выстрелили, разумеется, не все, говорит Смеркис. Многие потеряли деньги, но некоторые и выиграли, получив в качестве актива Facebook или Google. Сейчас инвесторы вкладываются в разные криптовалюты в надежде поймать те 10%, которые в будущем станут единорогами. Точно так же, как годы назад, люди уверены в будущем блокчейн-технологии, рассуждает Смеркис.

Отсюда и инвестиционный интерес. Зачем тратить биткойны на что-то, если через несколько дней они могут стоить на 10–20% дороже, задается вопросом Гуринович.

Например, достижение планки в $7000 объяснялось тем, что крупнейший в мире биржевой оператор – Chicago Mercantile Exchange (CME) Group хочет создать фьючерсы на биткойн, что фактически означало бы признание его традиционным инструментом на финансовых рынках. 1 декабря Комиссия по срочной биржевой торговле США (CFTC) позволила двум чикагским биржам – CME и CBOE Futures Exchange (СFE) запустить фьючерсы на биткойн. CME объявила о начале торговли фьючерсами 10 декабря, СFE запустит торги 18 декабря.