Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Чт, 26.04.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 61.75 EUR 75.33
26 апреля 2018 года, Чт

Госзакупки преодолели бумажный барьер

Дарья Николаева
18.12.2017
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

В пятницу Госдума во втором, основном чтении приняла два масштабных пакета поправок к законам о госзакупках и закупках госкомпаний.

С 2019 года все процедуры, используемые при госзакупках, переводятся в электронную форму, ужесточается и регулирование закупок госкомпаний — им придется перевести все закупки у малого бизнеса на контролируемые государством торговые площадки. Основные споры вызвали исключения — так, депутаты обнаружили, что разрешение госкомпаниям бесконтрольно закупаться у взаимозависимых поставщиков создает дыру в законе, и намерены разобраться с ним отдельно.

В пятницу Госдума одобрила во втором чтении сразу два законопроекта, радикально меняющих регулирование госзакупок. Сначала на пленарном заседании рассматривались поправки к закону о закупках госкомпаний (223-ФЗ) — они обсуждаются уже больше двух лет, главная новация проекта — требование от заказчиков проведения конкурентных закупок в электронном виде. Также документ переводит в электронную форму закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП, минимум 10% всех закупок госкомпаний), при этом они будут проводиться на контролируемых государством электронных торговых площадках (ЭТП) — что осложнит работу с "карманным" малым бизнесом. Представлявший проект глава комитета Госдумы по экономполитике Сергей Жигарев заявил, что цель изменений — повысить прозрачность госзакупок, расширить доступ МСП к закупкам компаний с госучастием и стимулировать конкуренцию.

Споры вызвали поправки, которые вводят исключения из правил. Так, от проведения закупок в электронном виде смогут отказаться госкомпании, у которых это оговорено в положении о закупках. Не попадут под новое регулирование и закупки у "взаимозависимых компаний" (с долей 25% плюс 1 акция), закупки зарубежными подразделениями госкомпаний товаров, работ и услуг местных поставщиков и схожие закупки при выполнении экспортных контрактов. Это вызвало вопросы у депутатов. "Эта поправка концептуально расходится с целью законопроекта, сокращает прозрачность, конкуренцию и допуск МСП. Этим законопроектом вводится дыра — компании с долей от 25% вообще выводятся из-под регулирования. Фактически дается лазейка: хотите у этого поставщика покупать — берете 25% и покупаете у него. Или создаешь "дочку" за рубежом и через нее делаешь все что угодно, вне 223-го закона",— заявил депутат Валерий Гартунг ("Справедливая Россия"). Он напомнил, что рынок госзакупок – это полтора бюджета РФ, 28 трлн руб., и эта поправка очень важна, потребовав исключить ее из таблицы принятых, провести оценку регулирующего воздействия нормы и вынести ее на отдельное обсуждение.

Представлявший правительство замглавы Минфина Алексей Лавров заявил, что вопрос о закупках взаимозависимых компаний "сейчас самостоятельно регулируется субъектами 223-ФЗ, то есть вообще никак не регулируется", но "избыточный контроль в этой сфере столь же плох, как и недостаточный". "Никакого ослабления регулирования нет, появляются дополнительные возможности контроля этой сферы",— отметил он. Депутат Николай Коломейцев (КПРФ), в свою очередь, отметил, что по регламенту Госдума не может принимать поправки, которые изменяют концепцию законопроекта. По итогам дискуссии было решено, что комитет Госдумы проработает с Минфином вопрос целесообразности ОРВ по поправкам о взаимозависимых компаниях и закупках за рубежо – а затем совет Госдумы 19 декабря решит, выносить ли законопроект на рассмотрение в третьем чтении 21 декабря.

На эту же дату намечено рассмотрение в финальном чтении и законопроекта с поправками к 44-ФЗ. Этот законопроект с января 2019 года переводит все закупочные процедуры в электронный вид, вводит новые виды определения поставщиков, электронные процедуры подачи заявок и фиксацию независимым регистратором юридически значимых действий в рамках контрактной системы. Он же вводит особый порядок финансового обеспечения заявок для ряда конкурсных процедур (предполагает размещение средств обеспечения на спецсчетах в уполномоченных банках). До сих пор обеспечение заявок перечислялось ЭТП, поэтому площадки этой нормой недовольны. "Отмена обеспечения заявок по аукционам и конкурсам может помочь добросовестным поставщикам сэкономить, но недобросовестных это может стимулировать к рейдерству, демпингу и безответственности при представлении заказчику недостоверных сведений о компании",— говорит генеральный директор ЭТП "РТС-тендер" Владимир Лишенков.

Вопросов к поправкам, которые меняют закон о приватизации госимущества, в пятницу у депутатов не возникло. Аккредитованные для проведения госзакупок электронные торговые площадки будут использоваться и для проведения торгов госимуществом. Накануне на заседании комитета депутаты высказывали претензии к этой новации — в частности, спрашивали у Алексея Лаврова, не торопится ли правительство "на самотек пускать приватизацию", а продажу крупнейших госкомпаний "отдавать какому-то оператору". "Контроль над приватизацией возрастает",— отвечал тот.

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости