© ComNews
09.01.2018

С 1 января 2018 г. вступил в силу закон о телемедицине. Он предусматривает возможность оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий путем проведения консультаций и консилиумов, а также дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Руководитель направления по внешним коммуникациям "АльфаСтрахование" Юрий Нехайчук в первую очередь задался вопросом, что понимать под словом "телемедицина". "Сейчас многие заявили о проектах телемедицинских услуг, на деле - это продажа услуги видеоконференций. Это не так сложно сделать, поскольку это, по сути дела, Skype с прикрученной CRM", - заметил он.

Юрий Нехайчук считает, что телемедицина может быть частью медицинских услуг. И доля тех, кто будет прибегать к онлайн, постепенно вырастет, так же как и во всех остальных сферах жизни.

Однако, как заметил специалист "АльфаСтрахования", существуют два нюанса. Телемедицина, несомненно, снизит нагрузку на офлайн-поликлиники. "Что является большим плюсом, поскольку, как известно, в России к врачам очень часто ходят пообщаться", - добавил он. Второй нюанс - это то, что телемедицина не сможет исправить существующие критические проблемы системы. По словам Юрия Нехайчука, в России катастрофический уровень выявляемости и предварительной диагностики любых заболеваний. И то, в какой форме (очно или онлайн) человек обратился, никак не повлияет на проблему диагностирования и профилактики заболеваний.

Данная проблема, по его мнению, складывается не только из некомпетентности врачей, но и из пренебрежения россиянами здоровьем. "Россияне не следят за своим здоровьем, и, как следствие, врачи, не имея доступа к телу пациента, не имеют возможности следить за его здоровьем. Если посмотреть на статистику, то взрослый россиянин приходит к врачам по собственной воле для того, чтобы что-то выяснить, раз в пять-шесть лет. А для того чтобы врачи понимали, что происходит с вашим организмом, нужно проходить медосмотр минимум раз в год и постоянно заниматься профилактикой", - объяснил специалист "АльфаСтрахования".

"Поэтому телемедицина - это не панацея, но это крайне интересный инструмент для того, чтобы подвигнуть россиян к тому, чтобы заниматься своим здоровьем", - считает Юрий Нехайчук.

Скорость роста доли тех, кто будет пользоваться телемедицинскими услугами, будет зависеть от того, сможет ли бизнес дать качественный сервис. "Увеличение цен за услуги - это традиционно для любого рынка. Аккуратно предположу, что около 2% россиян - и по большей части это будут жители Москвы и Петербурга - до конца 2018 г. воспользуются телемедицинскими услугами", - заметил Юрий Нехайчук.

Руководитель проекта "Здоровье Mail.Ru" Евгений Паперный считает, что рынок телемедицинских услуг находится в фазе бурной траты инвестиций и первичного захвата аудитории. Таким образом, он ожидает рекламную активность и видимость очень активной конкуренции между компаниями. "Хотя на самом деле единственный конкурент телемедицинской компании в ближайшие несколько лет - офлайновая медицина", - считает Евгений Паперный.

Юрий Нехайчук заметил, что пока на рынке телемедицинских услуг нет конкуренции, поскольку происходит процесс создания рынка. "Конкуренция начнется чуть позже, когда телемедицинскими услугами будет пользоваться уже не 2% населения, а все, кто могут пользоваться. Например, до половины жителей России. Тогда уже исчерпаются возможности роста по новой базе, и нужно будет перейти к снижению стоимости услуги, чтобы привлечь клиентов", - пояснил он.

Он привел в пример сотовых операторов. "Первая стадия - вы создаете инфраструктуру, инвестируете, а дальше отбиваете ее какими-то большими ценами, и у вас происходит рост. Через год-полтора, когда часть стартапов уже отомрет, а кто-то покажет свою эффективность, мы увидим конкуренцию между действительно состоявшимися проектами", - объяснил Юрий Нехайчук.

Генеральный директор ООО "Мобильные медицинские технологии" (ММТ), соучредитель и руководитель сервисов "Педиатр 24/7" и "Онлайн Доктор" Денис Юдчиц считает, что стабильного рынка телемедицины пока нет, но был сделан первый шаг.

"Учитывая монетизацию, получение комиссии с продаж и предоставления услуг напрямую, по нашим оценкам за 2017 год объем рынка телемедицинских услуг составляет не менее 1 млрд руб. Имея ввиду количество проектов, которые уже заявили о себе – это достаточно хорошая динамика", - отметил Денис Юдчиц. 

В ближайшие годы, по оценкам специалиста, ожидается рост объема рынка телемедицинских услуг на уровне 20-25% по сравнению с 2017 г. А в перспективе на 3-5 лет у рынка есть потенциал достичь показателей в 18 млрд руб. В течение трех лет сформируются 3-4 основных игрока, которые займут 80% рынка телемедицинских услуг, прогнозирует Денис Юдчиц.

Он добавил, что на текущий момент участниками рынка телемедицинских услуг являются: провайдеры, страховые компании, банки, медицинские организации, потребительский и корпоративный рынки, где телемедицина может быть частью пакета в ДМС или входить в социальный пакет сотрудника компании.

Кроме перечисленных участников рынка, телеком-компании также будут заинтересованы в телемедицине, считает Денис Юдчиц. Например, за рубежом оператор Orange оказывает такие услуги. "Компания очень хорошо понимает своего пользователя и привлекает партнеров – нишевые компании, которые специализируются на телемедицинских сервисах. Orange не пытается создать внутри себя какой-то конкретный телемед-блок, а находит профильные проекты и встраивает их в свою линейку продуктов", - уточнил Денис Юдчиц. По его предположению, в России будут попытки двух форматов: как привлечение партнерств, так и создание своей полной вертикали.

Евгений Паперный перечислил три отрасли, компаниям из которой будет интересен данный сегмент рынка. Сюда он отнес клиники, коммуникационные и страховые компании.

Юрий Нехайчук считает, что вопрос не в том, кому интересен телемедицинский рынок. Вопрос в том, кто предложит потребителю удобную модель, то есть ту модель, которая пользователем будет воспринята хорошо, он будет ей регулярно пользоваться. А это, по словам специалиста "АльфаСтрахования", может быть любая компания.

Денис Юдчиц отметил, что большинство телемедицинских проектов оказывают информационные услуги. По его словам, если они хотят остаться на этом рынке дольше, то должны перейти на формат медицинских услуг. При этом Денис Юдчиц предупредил, что это будут совершенно разные уровни ответственности.

Что касается законодательного регулирования, то, как заметил Евгений Паперный, без подзаконных актов не получится запустить даже ту ограниченную форму телемедицины, которую разрешили сейчас. Это порядок оказания медицинских услуг с использованием телемедицинских технологий и в дальнейшем стандарты по специальностям.

"На следующем этапе необходимо разрешить в определенных случаях постановку предварительных диагнозов, назначение лечения, а также - это очень важно - отдельно оформить такую медицинскую услугу, как получение "второго мнения". Сейчас идея о том, что один врач может заочно посмотреть на назначения другого и дать им оценку, лежит полностью вне правового поля, что, конечно, вызывает недоумение", - заметил специалист проекта "Здоровье Mail.Ru".

В данный момент в законодательном регулировании существует огромное количество "белых пятен", отметил Денис Юдчиц. Во-первых, определение терминов. Например, кто является лечащим врачом. "Существует первичное и вторичное обращение. Лечащий врач – это тот, кто смотрел пациента при первичном приеме, или лечащий врач – это, тот, к которому пациент сам обратился? Это вносит в отрасль непонимание. От ответа на данный вопрос сильно зависит то, как будет развиваться рынок. Если лечащий врач - это любой врач, то это дает импульс к развитию отрасли. Если лечащий врач – это тот, к которому пациент пришел на первый прием, то это внесет серьезные ограничения в развитие всех вторичных консультаций, корректировки лечения и динамического наблюдения пациента у врача", - пояснил он. Также важно и нужно определиться с форматом идентификации пользователя.

Во-вторых, нужна ли обязательная сертификация приборов для динамического наблюдения. По словам Дениса Юдчица, многие телемедицинские компании во всем мире интегрируют в свои сервисы различные медицинские гаджеты без сертификации, что способствует развитию рынка.

В-третьих, для участников рынка остается непонятна методика интеграции иных информационных систем, таких, как ММТ или Яндекс в Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). В частности, остается неясным то, как должен проходить обмен информацией и как должен регулироваться доступ к данным пациентов. "Для нас это важно, чтобы грамотно выстраивать аналитику и иметь возможность полноценно вести пациента. Если нас обязывают интегрироваться в ЕГИСЗ, то хотелось бы, чтобы это работало в две стороны. Не только для того, чтобы мы отдавали данные, но и чтобы мы могли получать информацию из карты пациента. Хорошо, если будет сформирована такая карта пациента, в которую будут стекаться сведения из разных информационных систем", - пояснил Денис Юдчиц.

В-четвертых, остается открытым вопрос, будут ли дорабатываться все протоколы по каждому из заболеваний отдельно для телемедицины, напомнил специалист ММТ.

Юрий Нехайчук уверен, что сначала нужно выработать практику, базис, а не спешить с выводами и стремиться менять законодательство "просто ради любви к процессу законотворчества".

Стимулом развития телемедицины Евгений Паперный назвал снижение объема социальных обязательств государства. Проще говоря, с закрытием очередной деревенской амбулатории телемедицинские стартапы получают очередных потенциальных клиентов.

Одним из препятствий на пути развития отрасли он назвал рассинхронизацию государственного регулирования и ряд мелких, но неприятных недоработок в документах. Еще одним препятствием специалист проекта "Здоровье Mail.Ru" считает сочетание дефицита квалифицированных врачей с огромным количеством врачей некомпетентных и не готовых к развитию. Из-за этого, по его словам, происходит столкновение как с неприятием телемедицины со стороны рядовых медиков, так и с некачественным оказанием телемедицинской помощи.

Одним из препятствий на пути развития телемедицины является низкая информированность пользователей об услуге, заметил Денис Юдчиц. Основную задачу он видит в том, чтобы сформировать понимание того, что эта услуга есть и что она доступна. Кроме того, важным пунктом является привлечение квалифицированных врачей и их обучение, тренинги.

"Поскольку мы не медицинское учреждение, а провайдер, который работает с различными ЛПУ, мы делаем запрос партнерам по некоторым направлениям, когда речь идёт об увеличении количества врачей, поиске нужного специалиста, готового вести удалённые консультации через наши сервисы. Существует определенный перечень требований к кандидатам. Медучреждение выделяет нам пул врачей, далее начинается процесс отбора. Отдельно у нас сформированы медицинский методический отдел и экспертный совет. Медицинский методический отдел занимается отбором врачей и курирует всю работу команды докторов. А экспертный совет является внешним консультантом и внешним контролирующим органом нашей деятельности и помогает с отбором квалификации специалистов. Даже если врач уже работает в медучреждении, мы со своей стороны выдвигаем ряд требований, а также проводим тестирование и собеседование. Мы выступаем арбитрами как сами, так и привлекаем внешного арбитра для наблюдения за нами", - рассказал про работу сервиса ММТ Денис Юдчиц.

По его словам, это пример работы, когда отрасль пока еще не получила каких-то вводных со стороны регулятора. Денис Юдчиц отметил, что компания идет по пути хедж-фондов. "Они знали, что требования к ним рано или поздно будут предъявлены, поэтому пошли по пути самоорганизации. Лучше выстроить для себя какие-то границы, чем получить эти границы потом. Мы создаем прецеденты, которые, надеюсь, будут рассмотрены дальше уже тем же регулятором при составлении требований со своей стороны", - пояснил он.

Евгений Паперный прогнозирует, что в ближайший год будет крайне выражен эффект "низкого старта": все будут хвастаться кратным ростом, достигая в прыжке показателей, будничных для любой районной поликлиники. Затем, как предполагает он, если считать в человеко-часах, в транзакциях, этот рынок может стать достаточно большим, но серьезных денег на нем никто не заработает еще минимум года два.

Юрий Нехайчук считает, что главный риск для нового сегмента рынка - репутационный. Он предположил, что проблемы с утечкой данных пациентов будут сказываться на репутации телемедицинских компаний. Вторая проблема - низкий уровень выявляемости и предварительной диагностики любых заболеваний.

"Грубо говоря, вы никогда, к сожалению, не сможете сдать анализ через телефон. Даже если вы сдадите эти анализы, где гарантия того, что вам отдадут именно ваши анализы, что они будут корректно взяты и корректно исполнены. Поэтому стоит лишь полагаться на участников нового растущего рынка, ведь все в их руках", - заметил он.

Управляющий партнер Medme Илья Слуцкий считает, что внимание к телемедицине явно преувеличено. Он предположил, что ничего особо нового на этом рынке происходить не будет. Более того, он не ожидает того, что телемедицина в ближайшие годы произведет переворот.

Напомним, что в конце прошлого года сразу две крупные российские финансовые организации объявили о проектах в области телемедицины. Так, Сбербанк, онлайн-сервис DocDoc.ru и сеть медицинских центров "Медскан" запустили прототип будущего телемедицинского проекта - информационный киоск "МодульЗдоровья". А "ВТБ Страхование" совместно с сервисом "Онлайн Доктор" (ООО "Мобильные медицинские технологии", ММТ) и розничной сетью "Связной" запустил проект, позволяющий клиентам ретейлера получить бесплатную онлайн-консультацию дежурного терапевта или педиатра (см. новость ComNews от 13 декабря 2017 г.).

Отметим, что летом прошлого года компания "АльфаСтрахование Жизнь" совместно с сервисом "Онлайн Доктор" запустила продукт "Крепкое Здоровье". Как сообщали в страховой организации, это первый массовый продукт "АльфаСтрахования Жизнь", который включает в себя неограниченное количество удаленных круглосуточных консультаций врачей-терапевтов. Премиальный вариант страхового продукта включает неограниченное количество удаленных консультаций врача-терапевта по вопросам здоровья, ежегодное обследование организма в соответствии с рекомендациями ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), страховую защиту на случай обнаружения онкологического заболевания с организацией и покрытием расходов на лечение.

Кроме того, телемедициной заинтересовались сотовые операторы. Например, ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) выбрало систему видеоконференцсвязи от компании ООО "Спирит Корп" для разработки телемедицинского продукта.

А в сентябре 2017 г. Фонд ИРИ, созданный Институтом развития Интернета (ИРИ) для развития проектов в области цифровой медицины, объявил о запуске проекта "Третье мнение". Это информационная система диагностики заболеваний, которая включает в себя распознавание патологий по медицинским цифровым изображениям (рентген, УЗИ, КТ, МРТ). Данный продукт будет представлен в виде приложения для смартфона или компьютера.

Примечательно, что телемедицина стала доступна не только для людей, но и для животных. В декабре 2017 г. ретейлер "Евросеть" запустил программу по продаже новой услуги - телемедицины для домашних животных. Сервис дает возможность получить консультации по вопросам лечения, содержания и кормления домашних животных и перепроверить диагноз.