Матей Михалко: "В течение пары лет Decent надеется увидеть десятки миллионов пользователей платформы"
15.01.2018

Генеральный директор Decent Матей Михалко рассказал главному редактору "Стандарта" Леониду Конику о ходе глобального проекта компании и планах, а также поделился взглядом на стандартизацию технологии blockchain.

- Компания Decent провела ICO в 2016 году, а свободная продажа токенов DCT началась в июле 2017 года. Как за этот год изменилась их цена?

- Да, мы провели первичное размещение в течение восьми недель – ​с 11 сентября по 6 ноября 2016 года, до "золотой лихорадки", которая началась в сфере ICO в 2017 году. В ходе того размещения было куплено свыше 38,5 млн токенов DCT (digital content token) на общую сумму 5880 биткоинов (или около $4,2 млн, с учетом курса биткоина на середину ноября 2016 года; соответственно, в ходе ICO за 6548 DCT давали 1 биткоин, или $0,1 за 1 DCT, – ​прим. "Стандарта"). В начале ноября 2017 года курс DCT вырос до $0,49, то есть примерно в пять раз.

- Какую долю токенов удалось тогда разместить?

- Все DCT, предназначенные к продаже. С учетом 7,3 млн токенов (10 % общего объема), закрепленных за некоммерческой организацией Decent Foundation, 1,4 млн токенов (2 %), зарезервированных для поощрения будущих инноваций, 1 млн токенов, вложенных в систему мотивации Decent, и 3 млн DCT, использованных в ходе pre-ICO, на данный момент мы разместили 70 % токенов. Оставшиеся 30 % (21,99 млн DCT) будут в дальнейшем использованы для майнинга.

- Как развивается проект Decent?

- В конце июня 2017 года мы запустили blockchain-платформу распространения контента, цель которой – ​предоставить авторам и продюсерам лучшие условия, нежели те, что дают гиганты типа Apple или Amazon. Также наша платформа обеспечит людям искусства больше свободы и полный контроль за соблюдением авторских прав. Музыканты, кинопроизводители и авторы почти потеряли контроль над своими произведениями и зависят от милости "больших парней". Платформа Decent позволяет исключить платежи третьим сторонам и посредникам, что существенно сократит затраты в мировой индустрии медиа- и доставки контента. А мы говорим об отрасли, оборот которой в 2016 году составил $1,7 трлн, а в 2019 году достигнет $2 трлн.

В начале октября 2017 года мы сделали следующий шаг – ​бета-запуск первой децентрализованной цифровой торговой площадки Decent GO. Полномасштабный запуск платформы Decent намечен на I квартал 2018 года.

Платежным средством на платформе Decent выступает DCT. При этом партнеры могут использовать у нас собственные токены (так, например, поступает китайская фирма Dragonfly, которая занимается распространением игрового контента). Также имеется возможность оплаты контента обычными кредитными картами Visa или Mastercard.

- На какой тип контента делает упор Decent? Сколько единиц контента вы планируете иметь на своей платформе?

- Пока мы рассматриваем в качестве основного контента мобильные игры и фильмы. Мы уже нашли партнера-консультанта в Голливуде, а сейчас ведем переговоры в Нигерии: далеко не все знают, что эта страна выпускает большое количество фильмов (там даже есть термин Nolliwood). Мы хотим начать сотрудничество с нигерийскими кинопроизводителями в 2018 году – ​в частности, предложим их контент на китайском рынке. Также мы хотим продвигать в Китае российское кино.

У нас нет ожиданий по количеству единиц контента на платформе Decent, но в течение пары лет мы надеемся увидеть десятки миллионов пользователей. При этом мы действуем параллельно на двух больших рынках: США/Европа и Китай/Юго-Восточная Азия, с локализацией контента на все ключевые языки этих регионов.

- Какова производительность платформы Decent?

- Доставка одного блока (его размер составляет 2 Мб) проходит за 5 секунд, вне зависимости от количества узлов в сети. При этом платформа Decent обеспечивает не менее 2 тыс. транзакций в секунду.

- Не смущает ли вас отсутствие мировых стандартов для технологии blockchain?

- Стандартизация обычно идет "сверху вниз" – ​от государств и международных регуляторов. Мы же создали коммерчески привлекательный и востребованный рынком продукт для решения определенной бизнес-проблемы. Если появится стандарт blockchain – ​я это приветствую, но пока ситуация с данной технологией больше напоминает рынок операционных систем. Глобальных стандартов на нем нет, но рынок де-факто поделили три ОС: Windows (в настольных системах), iOS и Android. И Decent в сфере blockchain претендует на подобное положение.

- В сентябре 2017 года Decent создал совместное предприятие Equidato Technologies со швейцарской Venaco Group. Это СП строит платформу SophiaTX, которая увяжет blockchain с программным обеспечением, разработанным корпорацией SAP. Почему вы согласились на паритетное участие сторон в СП? Не боитесь ли патовых ситуаций при голосовании по критическим вопросам?

- Я не вхожу в состав менеджмента Equidato Technologies: это отдельный бизнес, со своей командой. Да, это СП с долями в уставном капитале 50 % на 50 %. Мы ведем переговоры с Venaco Group о схеме голосования – ​как раз для того, чтобы избегать патовых ситуаций. Мы предлагаем такой вариант: на тех рынках, где прочнее позиции Decent, решающий голос должен быть у нас, а там, где более сильна Venaco Group, – ​решающий голос у них.

- Технология blockchain изначально была технической основой биткоина, но возможности ее применения оказались гораздо шире. Но почему тогда каждый новый игрок на рынке blockchain сразу норовит выпустить свою криптовалюту?

- Корректнее все же говорить о токенах, а не о криптовалюте. Вполне можно создать blockchain-стартап без выпуска токена, да и вообще токен как способ привлечения финансовых средств не имеет смысла. Наш DCT нужен для покупки контента, то есть он сервисный (utility token).