Ян Столяр: "Половина всех компаний, объявивших ICO, вообще не собираются что-либо делать"
18.01.2018

Группа компаний Swisstok, организованная выходцами из телекоммуникационных компаний Петербурга, создает децентрализованную почтовую платформу, пользователи которой не будут страдать от вторжений в их жизнь со стороны провайдера. Напротив, платформа Swisstok с рекламным функционалом на blockchain позволит каждому пользователю зарабатывать на онлайн-рекламе. О сроках вывода продукта на рынок и своем взгляде на всемирный бум ICO в интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику рассказал исполнительный директор Swisstok Ян Столяр.

- В чем суть продукта, который разрабатывает Swisstok?

- Это первое в мире почтовое решение, которое объединяет идею Р2Р и традиционные функции, привычные пользователям email-сервисов. Двухуровневая Р2Р-архитектура делает бессмысленными DDoS-атаки и взломы, а также резко снижает сложность и стоимость отдельного узла. Система имеет гибридную архитектуру: там, где это эффективно, используется технология blockchain, но не везде. Создавать почтовый сервис исключительно на blockchain нецелесообразно, так как в этом случае придется делать слишком много копий. Поэтому он реализован на стандартных протоколах, но с криптозащитой. А вот подсистема баннерной рекламы и рассылок, вокруг которой строится экономика проекта, реализована на blockchain (предполагается взять за основу технологию Ethereum).

При этом нам удалось добавить к своему решению еще одну громкую технологию: для контроля фрода и спама в проекте используются нейронные сети.

- Где зарегистрирована компания Swisstok и где располагается команда разработчиков?

- Компания Swisstok Telnet Global AG зарегистрирована в Швейцарии, в городе Бар (кантон Цуг, он же "криптодолина"). Все разработчики находятся в Петербурге и работают в дочерней структуре Swisstok - ​ООО "Профит Солюшенз Нетворкинг Телеком", которое является владельцем всех основных прав на создаваемый продукт. В нашей команде много связистов, в том числе Дмитрий Леванков, который в разные годы работал в компаниях "ПетерСтар", "Петербург Транзит Телеком", "Линия 1", "Технологический разум", и Ольга Найденова, в недавнем прошлом - ​советник директора СПб ГУП "АТС Смольного". Плюс нас поддерживают сразу две команды разработчиков с большим опытом в blockchain.

- Кому адресован сервис Swisstok и с кем вы конкурируете?

- Продукт адресован компаниям любого размера и конкурирует с корпоративными почтовыми сервисами типа ProtonMail от Proton Technologies AG, Gmail for Business от Google, Exchange Online от Microsoft и аналогичными продуктами от Mail.ru Group или "Яндекса". Облачные провайдеры обычно не скрывают, что "читают" почту клиентов в автоматическом режиме и, основываясь на этой информации, таргетируют рекламу. При этом почтовые сервисы Google и Microsoft для бизнеса стоят около $10 в месяц за пользователя. ProtonMail с шифрованием обойдется в $200 в год. Компания может выбрать хостинговое почтовое решение: это менее затратно (около $50 в месяц за почтовый сервер), но функционал обычно оставляет желать лучшего.

В отличие от вышеперечисленного, Swisstok – ​бесплатный продукт на открытом коде, с защитой от спама, черным и белым списками, с иными полезными функциями. При этом каждый пользователь может принять участие в экономике нашего сервиса: узел в любой момент может перейти в статус платного, что позволит клиенту стать равноправным участником рекламного бизнеса. При выборе узла для подключения заказчик сразу поймет, будет ли он пользоваться преимуществами платного узла или просто получит бесплатный сервис.

Надо отметить, что продукт Swisstok является международным, поэтому в каждой стране сервис будет соответствовать местной регуляторике, которая может ограничивать надежность шифрования.

- На какие доходы может рассчитывать компания, выбравшая статус "платный узел"?

- Вместо затрат на корпоративную электронную почту, узел с сотней пользователей может зарабатывать $1,6‑1,7 тыс. в год: за счет отправки и получения платных рассылок, а также баннерной рекламы и просмотра роликов. Пользователь может и сам стать рекламодателем. К примеру, отправка одного рекламного email сегодня стоит примерно $0,003, и в действующих реалиях эти деньги достаются провайдеру рекламы (например, MailChimp). А в системе Swisstok сумма будет делиться между узлом отправителя, узлом получателя, самим получателем и всеми держателями наших токенов.

- Когда почтовое решение Swisstok будет доступно на рынке? Как вы намерены финансировать его разработку и продвижение?

- По нашему плану, первая версия продукта появится в июле 2018 года. На сегодня решение готово на 60%. Для финансирования мы намерены разместить токены (тикер – ​SWS) на общую сумму не менее $9 млн: это позволит доработать продукт, представить его на рынке и довести до стадии окупаемости. Общее количество токенов SWS составит 1 млрд. Полномасштабное ICO (initial coin offering) назначено на март 2018 года и продлится один месяц.

Наибольшую часть привлеченной суммы (47%) мы потратим на глобальное маркетинговое и PR-продвижение сервиса Swisstok, 19% пойдет на разработку продукта, по 13 % - ​на зарплаты и операционные расходы, а 8% будет закреплено для последующих вознаграждений команды и менеджмента.

- В конце 2017 года мы наблюдали настоящий бум ICO. Как Swisstok продвигает себя в этом информационном шуме и не видите ли вы риска перегрева рынка?

- Проблема не в том, что много ICO, а в том, что появляется все больше компаний, которые сознательно намереваются собрать деньги, а потом объяснить инвесторам, почему у них ничего не получилось. В результате к типичным рискам стартапа примешиваются риски недобросовестного поведения. По нашей оценке, половина всех компаний, объявивших ICO, вообще не собирается что-либо делать. Для борьбы с такими злонамеренными игроками необходимо жесткое законодательство и судебная практика, но они пока находятся на стадии формирования.

В отличие от этих отрицательных примеров, Swisstok - ​реальный проект, и наша компания точно не планирует сбежать после ICO. Мы уже опубликовали девять ICO-листингов: icotracker, coingecko, icobench, coinhills, icoadvert, icoquest, foundico, trackico и foxico. Мы обращаемся и в другие рейтинговые ICO-агентства, а также для продвижения проекта создали группы в Facebook и Linkedin, каналы в Telegram и Twitter.

- Ожидаете ли вы, что токены SWS будут покупать венчурные капиталисты?

- Да, мы ожидаем, что российские и многочисленные зарубежные венчурные фонды проявят интерес к проекту. Мы видим, что венчурные фонды активно переориентируются на рынок криптовалют. Но проблема в том, что из-за очень высокой степени риска инвесторы ожидают в этом секторе прибыли 300% и более - ​и одновременно пытаются подбирать проекты с привычным уровнем риска. Однако далеко не все игроки, выходящие на ICO, способны обеспечить такую доходность, тем более если проект - ​из реальной экономики. Обещание сверхдоходности чаще всего связано с непрогнозируемым риском, и перестройка политики инвестирования под эти новые условия дается венчурным фондам очень трудно.

- А Swisstok способен обеспечить 300%-ную доходность?

- Да. Мы - ​провайдер не сервиса, а бесплатного программного обеспечения, чем-то похожий на известный Asterisk. При этом мы не собираемся извлекать доходы из принципиально новой услуги, которая может не пойти. Мы хотим забрать часть денег, которые уже имеются на рынке, - ​у провайдеров рекламы и услуг электронной почты. Быстрый рост доходов мы прогнозируем на основе ожиданий относительно количества узлов в сети Swisstok: через год с момента запуска их число достигнет 7,5 тыс. - ​6 тыс. придется на пользователей бесплатного ПО, и 1,5 тыс. будут участвовать в экономике проекта.

- Blockchain явно занимает первое место среди всех технологий по частоте упоминаний на рынке и в прессе. Вы верите во всемогущество этой технологии?

- Многие проекты на базе blockchain откровенно притянуты за уши: при здравом взгляде видно, что их можно реализовать и без этой технологии, которая к тому же еще очень сырая. Де-факто, кроме Bitcoin и Ethereum, состоявшихся blockchain-проектов в мире пока нет. Помимо этого, проблемой является отсутствие регулирования (в частности, нет стандартов ICO), а также неясно, кто должен отвечать, если из-за ошибки разработчика в blockchain-платформе кто-то потеряет значимую информацию или физический актив (например, земельный участок). Пока не отвечает никто, и страховые компании вряд ли возьмут на себя соответствующие риски. Гарантированная точность передачи информации в сети blockchain также несколько преувеличена: в большинстве случаев первичная информация в них поступает из реального мира (к примеру, цена на нефть или землю для системы смарт-контрактов). И если исходная информация содержит ошибки, то они немедленно распространятся по всей сети: вычистить их, равно как и обнаружить источник ошибок, будет крайне трудно. Плюс ко всему, исполнение транзакций в системе носит вероятностный характер.
Однако все это - ​естественные трудности для любой новой технологии, и дорогу осилит идущий. Swisstok станет одним из первопроходцев. Мы постараемся сформировать новый мир для пользователей такой традиционной услуги как почта.