Василий Ваганов: "Для цифровой экономики характерно кардинальное изменение производственных и бизнес-процессов, в которых данные играют ключевую роль, а их обработка становится первоочередной задачей"
12.03.2018

В эпоху цифровой экономики данные и их доступность приобрели критическое значение, и все больше компаний инвестируют в обеспечение непрерывности бизнеса. Старший региональный директор Veeam по Восточной Европе, России и СНГ Василий Ваганов рассказал редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой, как набирают популярность облачные сервисы по обеспечению доступности и сохранности данных, а также о том, зачем вкладывать средства в стратегию послеаварийного восстановления.

- Главной темой 2017 года в России и мире стала цифровая экономика. Что вы вкладываете в данное понятие? Каково место Veeam в новой экономической среде?

- Цифровая трансформация затронула как сферу бизнеса, так и нашу повседневную жизнь. Привычки человека кардинально изменились: мы по-другому потребляем услуги и сервисы, у каждого появился набор критически важных приложений, без которых мы чувствуем себя некомфортно. А современный бизнес в еще большей степени зависит от стабильной работы приложений. И тут Veeam вносит важный вклад, предлагая решения для обеспечения непрерывной доступности данных в корпоративном сегменте. Ни один сервис сейчас не может эффективно работать, если какие-то данные недоступны, и это очевидно не только нам, но и любой компании, применяющей информационные технологии в бизнесе, а таких абсолютное большинство.

Для цифровой экономики характерно кардинальное изменение производственных и бизнес-процессов, в которых данные играют ключевую роль, а их обработка становится первоочередной задачей. Более того, меняется и сам бизнес: появились компании, зарабатывающие исключительно на обработке данных.

Если посмотреть более глобально, то уже в 2016 году можно выделить несколько событий, которые приблизили цифровую эру. Во-первых, Uber запустил первые беспилотные такси. И пусть пока ими можно воспользоваться только в одном районе Питтсбурга (США), прецедент создан, и, я уверен, через 5‑7 лет беспилотники станут нормой и на наших дорогах. Второй момент – ​Amazon начал доставлять посылки при помощи дронов. В-третьих, произошел настоящий провыв в области искусственного интеллекта: IBM Watson позволяет получать консалтинговые услуги по подписке. И наконец, благодаря игре Pokemon Go жители планеты смогли приобщиться к технологиям дополненной реальности. Это, конечно, очень разные примеры, но вследствие этих событий мир не будет прежним. Набор таких трендов, качественно меняющих нашу жизнь, и есть основа цифровой экономики.

- С чего компаниям следует начинать трансформацию?

- Универсальных рецептов нет. Но предположу, что нужно четко представлять результат и конкурентные преимущества, которые компания хочет получить, нужно понять, что позволит бизнесу успешно развиваться. При этом важно не терять связь с рынком и объективно оценивать его текущие потребности и свое положение на нем.

- Доля российского рынка в глобальном бизнесе Veeam держится на уровне 2‑2,5 %. Есть ли задачи по ее увеличению или этого достаточно?

- Мы не ставим перед собой цель увеличить долю России в глобальной выручке компании, но есть задачи по развитию и росту бизнеса в регионе. При этом темп роста выручки Veeam в мире высокий и мы ему соответствуем, показывая двузначный рост в России и СНГ (по итогам III квартала 2017 года выручка Veeam на российском рынке выросла на 32 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – ​прим. "Стандарта"). Важно понимать, насколько это значительные суммы, с учетом того, что общий оборот компании приближается к отметке в миллиард долларов. Кроме того, легко расти на старте, а мы на рынке уже 10 лет и не снижаем темпов.

- Какие факторы провоцируют такой рост?

- Прежде всего, заказчики действительно стали понимать, насколько важна для бизнеса доступность данных. И если еще несколько лет назад компании заботились о непрерывной работе каких-то конкретных приложений, то теперь сложно выделить, какие из них более критичны для бизнеса, а какие – ​менее.

Второй важный момент – ​корпоративные решения для обеспечения доступности данных становятся все более привлекательными как по цене, так и в части эксплуатации: их легко внедрять и можно быстро проверить, насколько они эффективны.

Этим и обусловлен наш рост как в корпоративном, так и в сегменте среднего и малого бизнеса (СМБ) в Восточной Европе, России и странах СНГ.

- При этом в России корпоративные заказчики – ​основные клиенты, в то время как в Европе и США Veeam больше взаимодействует с СМБ. Чем это вызвано? Как будет меняться соотношение разных групп заказчиков в ближайшее время?

- Хочу отметить, что сейчас мы активно работаем с крупным корпоративным сегментом и в США, и в странах Западной Европы. Тем не менее доля СМБ клиентов относительно крупного корпоративного сектора в России и СНГ ощутимо выше, чем в других странах. Это следствие текущих экономических реалий. В ближайшее время соотношение корпоративных и СМБ клиентов (примерно 70 %/30 %) в России и СНГ кардинальным образом не изменится. При этом бизнес Veeam в регионе растет, и с точки зрения темпов роста средний и малый бизнес не отстает от корпоративного.

В Восточной Европе ситуация отличается тем, что там компания активно наращивает присутствие в сегменте среднего и крупного бизнеса, и схожа в том, что и здесь мы демонстрируем стабильный рост.

Данная тенденция будет сохраняться. Конечно, сложно показывать рост на 50 % ежегодно, но полагаю, что в ближайшие 2‑3 года он будет выражен двузначными величинами. Для этого есть все условия: интерес и доверие заказчиков, качественные продукты, отлаженные каналы их распространения, сильная команда.

- По итогам III квартала 2017 года рост Veeam в сегменте решений для облачных провайдеров в России составил 61 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Будет ли рост продолжаться или этот рынок близок к насыщению?

- Успех в данном сегменте объясняется несколькими причинами. Во-первых, у нас уникальное продуктовое предложение для облачных провайдеров, воспользовавшись которым они могут предоставлять облачные сервисы по обеспечению доступности и сохранности данных, в том числе удаленное резервное копирование (Backup as a Service, BaaS).

Во-вторых, мы реализуем программу Veeam Cloud & Service Provider (VCSP), участники которой имеют возможность оперативно развернуть наше решение на своей инфраструктуре и начать предоставлять облачные услуги своим клиентам. При этом сервис-провайдер платит только за фактически потребленные сервисы.

В свете непростой экономической ситуации востребованность облачных сервисов продолжает расти. Это глобальный тренд, затрагивающий и российский рынок. Если у компании нет желания и возможности вкладывать существенные средства в инфраструктуру для создания какого-то нового продукта или услуги, всегда есть возможность провести тестирование в облаке. И такая гибкость для облачных провайдеров сейчас особенно важна.

Миграция бизнеса в облако неизбежна. И тут представители СМБ-сегмента демонстрируют большую открытость и готовность к переменам. Корпоративный сегмент всегда чуть более консервативен и менее податлив на существенные изменения. Конечно, есть ряд сервисов, от которых зависит стабильность бизнеса, и их компании никогда не отдадут на сторону. Но есть и множество менее критичных приложений, которые выгодно и удобно перевести в облако.

- Veeam предлагает послеаварийное восстановление как услугу (Disaster Recovery as a Service, DRaaS), но еще год назад российские провайдеры ее только тестировали. Есть ли реализованные проекты в этой области?

- Да, мы реализовали несколько проектов в России. Два облачных провайдера, участники программы VCSP, уже предоставляют услугу послеаварийного восстановления трем заказчикам. А большинство наших местных партнеров DRaaS протестировали и готовы оказывать услугу всем желающим. То, что все больше компаний переходят от резервного копирования к аварийному восстановлению, – ​хороший знак.

Инвестировать в DRaaS, на мой взгляд, выгодно и дальновидно. Это не просто внедрение нового решения, а реализация целого комплекса организационных и инфраструктурных мероприятий, в результате чего у компании появляется план послеаварийного восстановления. Это масштабные проекты, которые заказчики реализуют совместно с нашими партнерами – ​системными интеграторами, а Veeam выступает в качестве поставщика необходимых решений.

План послеаварийного восстановления – ​это ключевой элемент в обеспечении постоянной доступности сервисов, и его роль сложно переоценить. Инвестиции в создание такого плана полностью себя оправдывают. Тем более что сейчас даже небольшие компании имеют возможность выработать стратегию послеаварийного восстановления без существенных вложений. Когда-то мы сделали услугу BaaS доступной для широкого круга заказчиков, теперь настала очередь DRaaS.

- Согласно данным исследования, представленным в Veeam Availability Report, в среднем стоимость простоя бизнеса компании за год достигла почти $22 млн. Сколько составляет данный показатель в России?

- Стоимость простоя бизнеса российской компании составляет $11,5 млн в год, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 36 %. При этом мы видим, что все сложнее прочертить грань между критичными и некритичными для бизнеса приложениями, и простой любого из них ведет к материальным потерям и возникновению репутационных рисков. Сегодня и электронная почта является критически важным сервисом, без которого сложно обойтись даже в течение часа.

- Расскажите об особенностях продвижения продуктов Veeam. Компания регулярно проводит акции, предлагая бесплатно воспользоваться решениями в течение определенного срока или давая возможность безвозмездно протестировать услуги и сервисы. Данные предложения направлены на поддержание лояльности существующих клиентов или на привлечение новых?

- Мы анонсируем выход новых решений, подробно рассказывая о том функционале, который появится в очередной версии того или иного продукта. Так, в этом месяце мы ожидаем выход Veeam Backup & Replication 9.5, Update 3 – ​решения, которое является ключевым компонентом Veeam Availability Suite. Как только продукт будет выпущен, заказчики смогут скачать бесплатную версию, чтобы попробовать и оценить функционал на своей инфраструктуре. Такой подход позитивно отражается на наших продажах: когда клиент имеет четкое представление обо всех функциональных возможностях существующих и будущих продуктов, ему легче принять решение об их приобретении. Еще отмечу, что, заключая сервисный контракт, заказчики получают возможность бесплатного обновления продуктов Veeam. Это особенно важно в свете того, что в новых версиях наших решений существенно расширяется функционал. Подразделение компании, отвечающее за разработку, развитие и маркетинг продуктов, внимательно отслеживает ситуацию на рынке и чутко реагирует на его текущие потребности. Как результат, 90 % клиентов продлевают с нами сервисные контракты.

Что касается маркетинговых акций, то, скачав тестовую лицензию или приняв предложение на бесплатное использование продукта в течение какого-то периода, клиент может оценить, насколько программа подходит для решения конкретных бизнес-задач. Как правило, наши продукты полностью соответствуют ожиданиям пользователя, а чаще превосходят их, благодаря чему процент компаний, которые после тестирования покупают полноценную версию очень высок. Часто заказчики покупают решение, не дожидаясь окончания периода действия бесплатной лицензии.

Хочу отметить, что даже в рамках тестовой лицензии заказчику предоставляется полный функционал продукта, а время, затрачиваемое на развертывание тестового решения, чаще всего укладывается в считанные часы.

- В России у Veeam более 1,3 тыс. партнеров. Что для вас входит в понятие "качественное развитие партнерской базы"?

- Зачастую наши партнеры работают с несколькими вендорами, и свою задачу мы видим в том, чтобы они знали как можно больше о продуктах Veeam и умели их правильно предлагать, объясняя заказчикам их преимущества. Темпы роста нашего бизнеса подтверждают эффективность предлагаемой партнерской программы.