Роман Рожков
Владислав Новый
19.03.2018

По итогам 2017 года Россия вошла в пятерку стран по наибольшему числу загрузок мобильных приложений: в целом российские пользователи потратили на них около $500 млн — сразу на 40% больше, чем годом ранее.

В топ-20 популярных приложений в стране впервые вошло китайское ShareIt компании Lenovo, позволяющее обмениваться файлами по Wi-Fi. Большую часть топа занимают отечественные приложения, включая VK от "ВКонтакте", "Сбербанк Онлайн" и "Юлу" Mail.ru Group.

Объем потраченных россиянами денег на приложения в App Store и Google Play, включая внутренние покупки, по итогам 2017 года вырос на 40% и составил почти $500 млн, следует из материалов App Annie, с которыми ознакомился "Ъ". Россия вошла в топ-5 стран по количеству загрузок приложений, уступая Китаю, Индии, США и Бразилии. По оценке компании, среднее время, которое проводит ежедневно российский пользователь в приложениях, в 2017 году выросло на 10%, до 139 минут.

Самыми динамичными категориями в России стали "напитки и еда" (рост на 100%), e-commerce (50%), "здоровье и фитнес" (40%), "спорт" и "финансы" (по 35%). Ситуация "предоставляет большие возможности" для российских компаний, подчеркивают аналитики: в стране высока доля загрузок приложений местных разработчиков — 24%. Например, в Великобритании этот показатель составляет 12%.

В топ-20 приложений по загрузкам в 2017 году 11 от российских компаний. Лидирует принадлежащий Facebook мессенджер WhatsApp, на втором месте — приложение VK от "ВКонтакте", третью позицию занимает мессенджер Viber. Следом идет "Сбербанк Онлайн", а замыкает топ-5 онлайн-классифайд "Юла". Другие приложения российских разработчиков в топе — Avito, "Яндекс.Браузер", "Одноклассники", Joom, поиск "Яндекса", "Яндекс.Такси", "Яндекс.Навигатор" и "Мой МТС". На 15-м месте по популярности оказалось приложение ShareIt китайской Lenovo, предназначенное для обмена файлами между устройствами по Wi-Fi и конкурирующее с технологией Bluetooth. Исследователи также отмечают происшедший уже в феврале 2018 года резкий всплеск числа загрузок интернет-магазина китайских товаров Pandao (Mail.ru Group), связывая его с усилившимся продвижением приложения.

 "В России показатель числа загрузок и уровень использования приложений высоки, компании уже начинают зарабатывать деньги. Россия — страна больших возможностей в плане монетизации",— сообщил "Ъ" управляющий директор App Annie в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке Николос Беродо. "Пользователи уже готовы платить за качественные развлечения и удобный доступ к ним,— согласны в Mail.ru Group.— Например, уже больше 80% пользователей заходят в соцсети с мобильных устройств. Поэтому все внимание разработчиков сосредоточено на мобильной разработке и улучшении мобильных продуктов. И даже новые продукты в той же электронной торговле с самого начала запускаются с ориентацией на мобильное потребление".

По мнению партнера iTech Capital Алексея Соловьева, тренд очевиден: рост расходов пользователей связан с тем, что постепенно уходит в небытие пиратство. С другой стороны, уровень расходов в мобильных приложениях все еще ничтожен по сравнению, например, с электронной торговлей, отмечает господин Соловьев. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, в 2017 году объем этого рынка мог составить 1,15 трлн руб. (около $19,7 млрд по средневзвешенному курсу за год). В 2017 году пользователи наконец-то начали платить за музыку, согласен партнер Flint Capital Андрей Гершфельд. "Пиратство — удел в большей степени веба, мобильные платформы гораздо сильнее защищены",— считает он. Расхождения в предпочтениях пользователей в мире и в России наиболее очевидны в сравнении выручки приложений, добавляет господин Гершфельд: в мире лидируют видеостриминг и дейтинг, тогда как в России дейтинг даже не входит в топ-5, а в лидерах музыка и литература.