© ComNews
21.03.2018

Компания-разработчик в области телемедицины "Мобильные Медицинские Технологии" (владеет сервисами удаленных медицинских консультаций "Педиатр 24/7" и "Онлайн Доктор") внедрила в сервисы онлайн-консультаций смарт-платформу на базе искусственного интеллекта (ИИ) для оптимизации диалога с врачом. Смарт-платформа не только задает вопросы пользователю во время ожидания консультации с врачом, но также помогает при принятии клинических решений.

Как рассказали в ООО "Мобильные Медицинские Технологии" (ММТ), пользователь указывает свой пол, возраст и обращение, а также выбирает несколько предложенных симптомов. Затем система задает уточняющие вопросы на основе полученной от пациента информации. После этого формируется сообщение для врача, и пользователь уже может перейти к удаленной консультации с ним и загрузить файлы.

"Мы решили уйти от стандартного формата чат-бота, который тестировали в течение прошлого года. На основе полученных данных уже сейчас мы можем управлять нагрузкой врачей и получать информацию об эффективности проведения срочных консультаций. Использование искусственного интеллекта в современном мире более чем актуально. Конечно, речь не идет о том, что искусственный интеллект самостоятельно ведет медицинскую консультацию, но собрав необходимые данные, система помогает врачу быстрее сориентироваться и перейти к непосредственному решению проблемы", - отметил генеральный директор ММТ Денис Юдчиц.

Как рассказал корреспонденту ComNews Денис Юдчиц, специалисты ММТ самостоятельно разработали смарт-платформу и интегрировали ее в сервисы онлайн-консультаций.

В данный момент смарт-платформа - это микросервис, работающий внутри существующих онлайн-проектов. "Мы будем увеличивать полезное время самой консультации за счет предварительного опроса пользователей, который обычно проводил врач", - сказал Денис Юдчиц.

Напомним, что в декабре 2017 г. компания ММТ подписала меморандум о сотрудничестве с лабораторией нейронных систем и искусственного интеллекта МФТИ, которая работает над проектом по созданию разговорного искусственного интеллекта iPavlov. Согласно договору, с 2018 г. команда МФТИ будет помогать совершенствовать диалоговый сервис компании.

Сама технология ИИ запустилась в диалоговый сервис ММТ еще в конце 2016 г. Сначала это был чат-бот, работавший в закрытом доступе для 2000 пользователей. На текущий момент смарт-система уже проанализировала 40 тыс. консультаций, проведенных врачами сервисов "Педиатр 24/7" и "Онлайн Доктор". В проектах ММТ работает 150 врачей 40 медицинских специальностей.

Заместитель заведующего лабораторией нейронных систем и глубокого обучения МФТИ Ольга Кайрова отметила, что чат-боты существуют на рынке давно и активно используются для коммуникации с клиентами. Однако, по ее словам, большинство из существующих диалоговых сервисов пока не способны вести с пользователем "содержательное" общение, то есть распознавать намерение, запрашивать недостающую информацию и достигать поставленную в диалоге цель.

"Разрабатывать сложные диалоговые системы, которые смогут общаться на естественном языке на достаточно хорошем уровне - дорого и не всегда целесообразно. Проект iPavlov, над которым мы работаем, направлен на создание универсального конструктора для диалоговых решений. Мы разрабатываем "DeepPavlov" - библиотеку алгоритмов и компонентов, которые позволят создать умную разговорную систему. Мы делаем технологию абсолютно открытой - любой разработчик или компания смогут собрать на базе "DeepPavlov" "мозг" для уже имеющейся диалоговой системы, как это будут делать коллеги из ММТ, или создать умный чат-бот с нуля", - подчеркнула Ольга Кайрова.

Сейчас смарт-платформа доступна дежурным врачам. ММТ планирует в дальнейшем внедрить такую систему и для врачей-специалистов. Денис Юдчиц надеется на то, что со временем смарт-платформа будет давать подсказки врачу на основе проанализованных данных о симптомах, чтобы показать наиболее вероятные заболевания.

"АльфаСтрахование" также тестирует использование механизма ИИ для автоматизации процессов оценки рисков отдельных клиентов по разным показателям, за счет использования обогащенных БД.

При этом он напомнил о том, что провести исследования сердца или взять онкомаркеры удаленно или с помощью искусственного разума невозможно. "Учитывая компетентность современных врачей, наличие или отсутствие искусственного разума не поможет решить ситуацию с общей недообследованностью населения, отсутствием профилактики критических заболеваний и той "заботой", что проявляют сами россияне о своем здоровье, употребляя алкоголь и никотин", - отметил официальный представитель "АльфаСтрахования".

Технический директор Artezio (входит в ГК "Ланит") Сергей Павлов не исключил возможность применения ИИ в телемедицине при обработке и анализе данных. "Искусственный интеллект можно использовать для постановки предварительного диагноза либо для выявления каких-то отклонений в результатах обследования пациентов", - привел пример Сергей Павлов.

Однако специалист Artezio обратил внимание на то, что использование ИИ в медицине требует совершенного законодательства. Он объяснил это тем, что медицина очень осторожно относится к решениям, которые позволяют обходиться без участия человека.

"Процесс постановки диагноза нельзя полностью автоматизировать, отказавшись от контроля со стороны человека. Искусственный интеллект не способен нести ответственность за возможные ошибки в диагнозе, поэтому доктор остается ключевым звеном в процессе определения заболевания и назначения лечения", - сказал Сергей Павлов.

Хотя учитывая хорошие результаты применения ИИ, Сергей Павлов допустил то, что машинному разуму можно доверить работу с первичными обращениями. Например, опрос пациента, сбор начальных данных.

Как подытожил свои размышления специалист Artezio, в медицине ИИ останется на втором плане до тех пор, пока не появится убедительный опыт его длительного использования без сбоев и возможных ошибок, влекущих вред здоровью человека.

Директор по маркетингу группы "Астерос" Константин Кутуков уверен, что технологии ИИ способны значительно повысить эффективность и объемы оказываемых медицинских услуг.

"Самое простое - это обработка первичных обращений, управление записью и расписаниями приемов, чат-боты для пациентов, первичная диагностика на основе данных анализов или обозначенных симптомов для последующей маршрутизации нужным специалистам. Второй пласт - это глубокая аналитика, работа с большими данными и самообучающиеся нейросети, которые, опираясь на накопленные знания и опыт, способны выявить скрытые отклонения или недуги, чтобы на ранних стадиях выявить заболевания и своевременно назначить курс лечения или проверять соответствие рецептурных препаратов и методик лечения поставленному диагнозу. Для проведения этого обучения, кстати, потребуется обработка значительного количества первичных документов - медицинских карт, историй болезни, диагностических карт, медицинских заключений и статей", - полагает Константин Кутуков.

По словам Константина Кутукова, для пациентов плюсом является повышение скорости обработки запросов и доступности качественных консультаций врачей, независимо от географического местоположения. Страховые компании также смогут оптимизировать свои страховые издержки, предлагать более гибкие пакеты медицинских услуг для своих клиентов. Для медицинских учреждений - это снижение нагрузки на терапевтов и линейный персонал поликлиник, раннее выявление начала эпидемий на основе предварительной симптоматики, возможность повысить качество и скорость диагностирования заболеваний. Для врачей - новые каналы работы с пациентами, "партнер" по установке диагноза и назначению лечения, стимул для фокусного повышения квалификации, быстрый доступ к инструментам анализа огромных массивов медицинских данных и т.д.

Однако специалист "Астероса" обратил внимание на сложность работы с едиными стандартами хранения данных. "Для России этот вопрос сейчас решается в рамках внедрения ЕМИАС, но в любом случае на него нужно обратить особое внимание, так как от этого зависит качество сбора и обработки информации", - добавил он.

К важным аспектам Константин Кутуков отнес безопасность и защиту информации. "Данные о пациентах, их диагнозах и т.д. являются крайне чувствительными, поэтому на первый план выходит вопрос обеспечения их конфиденциальности и защиты от злоумышленников. ИИ, кстати, также в этом плане может помочь, анализируя и выявляя проникновение и угрозы для информационных систем. И конечно, для работы всех систем требуется надежная, масштабируемая и отказоустойчивая ИТ-инфраструктура, от которой будет зависеть доступность услуг и скорость их предоставления", - сказал он.

Руководитель направления разработки аппаратных решений ЗАО "КРОК инкорпорейтед" ("Крок") Тихон Григоренко уверен, что за применением искусственного интеллекта - будущее развития телемедицины.  

Однако специалист "Крока" полагает, что исходные данные для аналитики с участием ИИ можно получить не только из ответов пациента, но также путем наблюдения за состоянием его здоровья с помощью датчиков и программно-аппаратных комплексов.

К примеру, в "Кроке" есть собственный продукт - медицинский терминал для осмотра сотрудников предприятий. Он может как самостоятельно определить отклонения показателей от нормы, измерив пульс, давление, реакцию зрачка на свет и пр., так и соединить пациента с врачом для последующей консультации (классическая телемедицина). "В целом, ни в первом, ни во втором сценарии ничто не мешает подключить искусственный интеллект для выдачи предварительного диагноза. Вопрос только в целесообразности и требованиях конкретного заказчика", - сказал Тихон Григоренко.

Руководитель пресс-службы ГК "Техносерв" Екатерина Андреева отметила, что телемедицина активно используется на Западе, помогая сохранить здоровье людям в отдаленных местах, в которых может отсутствовать специалист редкой категории. Как считает Екатерина Андреева, в России эту проблему призван решить закон о телемедицине, который  вступил в силу 1 января 2018 г. По прогнозам BCC Research, мировой рынок телемедицины в 2021 г. составит $55,1 млрд.