© ComNews
29.03.2018

На конференции TransNet-2018, которую Информационная группа ComNews провела на прошедшей неделе, выяснилось, что Россия документально закрепила приверженность сетевому нейтралитету. Правда, не в виде закона, а в форме решения рабочей группы по вопросам реализации принципов сетевого нейтралитета на территории Российской Федерации при ФАС России. Несмотря на то что этому документу уже два года, для многих участников рынка его наличие стало сюрпризом.

Выступая на TransNet-2018, начальник управления регулирования связи и информационных технологий Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Елена Заева напомнила историю вопроса. По ее словам, изначально антимонопольное ведомство разработало законопроект, фиксирующий в России сетевой нейтралитет, но, получив большое количество откликов после его публикации на портале Regulation, пришло к выводу, что "не стоит жестко регулировать то, что этого не требует". Поэтому по инициативе ФАС в феврале 2016 г. появился Базовый документ по сетевой нейтральности, в котором были зафиксированы ее базовые принципы.

Согласно этому документу, под принципами сетевой нейтральности понимаются "условия взаимодействия конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг и операторов связи, обеспечивающие открытое и недискриминационное использование сети Интернет для распространения и получения доступа к информации и услугам". В качестве базовых принципов сетевой нейтральности авторы документа, в частности, определили обеспечение конечным потребителям права доступа к информации (не запрещенной к распространению в соответствии с законодательством РФ), а также отсутствие со стороны участников рынка дискриминации по отношению к данным, информации или приложениям, передаваемым/получаемым в сети Интернет, в том числе в зависимости от поставщика или разработчика приложения.

По словам директора департамента Интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра группы МТС Ольги Макаровой, подписи под этим документом поставили представители компаний "большой тройки", ПАО "Ростелеком", МТТ (ОАО "Межрегиональный Транзит Телеком"), "Энфорта" (АО "ЭР-Телеком Холдинг"), "Яндекс", Mail.Ru Group, ivi.ru, а также Минкомсвязи, Минэкономразвития, Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школы экономики.

Услышав о существовании в России Базового документа по сетевой нейтральности, директор по внешним связям RIPE NCC Алексей Семеняка воскликнул: "То, что в России, оказывается, есть такой документ - здорово. А вот то, что о нем мало кто знает, как говорят в Интернете, "это фиаско, братан!". Когда Алексей Семеняка попросил поднять руки тех участников TransNet-2018, которые знают о Базовом документе по сетевой нейтральности, из 350 делегатов руки подняло примерно 15 человек. Елена Заева парировала: "Я третий год об этом рассказываю. Документ опубликован на сайте ФАС. Посоветуйте, где еще можно разместить информацию об этом".

Директор по развитию бизнеса ЗАО "АМТ-ГРУП" Михаил Медриш считает, что форма отраслевой договоренности, а не жесткого закона является в данном случае идеальной. Позитивные стороны такой "мягкой силы" отметили и представители нескольких компаний - подписантов Базового документа, а один из них добавил: "Всем нравится, что принцип зафиксирован, а ответственности за исполнение этого документа нет".

Алексей Семеняка подчеркнул, что нарушения принципов сетевого нейтралитета крайне сложно распознать и доказать: "Это еще можно увидеть, когда Comcast воюет с Netflix, и тогда эти компании могут обратиться к американскому регулятору. Когда задействованы провайдеры меньшего уровня, нарушения сетевого нейтралитета не зафиксировать, ведь Интернет построен по принципу best effort, и любую проблему с прохождением трафика можно списать на это". А Ольга Макарова заметила: "Никто не мешает операторам брать деньги с определенных интернет-сервисов: кто умеет - тот берет".

Директор по развитию сетевой инфраструктуры ООО "Яндекс" Алексей Соколов видит проблему сетевого нейтралитета шире. "У всех один шаблон - что это дискриминация разного контента операторами связи, - говорит он. - А что если в некой стране имеется один интернет-сервис, а операторов много? Тогда может возникать дискриминация операторов со стороны сервиса!" Алексей Соколов уверен, что ни законы, ни "мягкая сила" в сфере сетевого нейтралитета не нужны: "Ситуация и так устойчива, когда отношения контент-провайдеров и операторов связи взаимовыгодны - нельзя заставить дружить насильно!".

С этой мыслью согласился и директор по взаимодействию с международными операторами и роумингу ПАО "МегаФон" Александр Власов: "Система сама себя отрегулирует. В сумме тех денег, которые сбирают с абонентов операторы, и тех, что прямо либо косвенно - по рекламной модели - зарабатывают поставщики контента, достаточно для поддержания и развития всех сетей и технических средств".

В ответ на вопрос о том, нужны ли корректировки Базового документа или иные действия в РФ в связи с изменениями в подходе к сетевому нейтралитету в США, Елена Заева ответила: "Мы еще не изучили это в полном объеме. Но даже если они это сделали, нам в этой связи ничего предпринимать не нужно. Необходимо руководствоваться интересами российских потребителей, участников рынка и общей ситуацией в России".

В беседе с корреспондентом ComNews генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин заметил, что авторитет ФАС высок, из этого ведомства вышел согласованный всей отраслью декларативный документ - Базовый документ о сетевой нейтральности. По его словам, на данный момент этого вполне достаточно. "Мы внимательно следим за действиями операторов и при нарушении этих подходов будем обращаться в ФАС. К счастью, пока таких случаев нет", - резюмировал глава ассоциации.

В пресс-службе Медиа-Коммуникационного союза (МКС) сообщили, что вопрос необходимости утверждения принципа сетевой нейтральности обсуждался и участниками МКС. Однако конкретных предложений по этому вопросу пока нет.

Досье ComNews

 

Базовый документ по сетевой нейтральности

Члены рабочей группы по сетевой нейтральности, обсудив основные аспекты взаимодействия участников рынка с целью определения и соблюдения принципов сетевой нейтральности, пришли к решению о необходимости поддержки развития Интернет в качестве открытой платформы для инноваций с низкими барьерами доступа для конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг и операторов связи для сохранения роли Интернет как драйвера роста рынка телекоммуникаций.

Целью взаимодействия участников рынка является:

- возможность конечных пользователей иметь доступ к информации и распространять информацию или работать с приложениями и сервисами по своему выбору;

- возможность недискриминационного доступа и условий функционирования на рынке провайдеров контента и сервисов;

- условия для эффективного развития телекоммуникаций, способствующего привлечению инвестиций и внедрению инноваций;

- условия для развития конкуренции и эффективного взаимодействия участников рынка, включая операторов связи и провайдеров сервисов.

Под принципами сетевой нейтральности понимаются условия взаимодействия конечных пользователей, поставщиков контента, приложений и услуг и операторов связи, обеспечивающие открытое и недискриминационное использование сети Интернет для распространения и получения доступа к информации и услугам.

В качестве базовых принципов сетевой нейтральности определить:

- обеспечение конечным потребителям права доступа к информации, не запрещенной к распространению в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- отсутствие со стороны участников рынка дискриминации по отношению к данным, информации или приложениям, передаваемым/получаемым в сети Интернет, в том числе в зависимости от поставщика или разработчика приложения - будь то сервис (ресурс), организованный самим оператором связи, его аффилированным лицом или иным лицом;

- взаимодействие между участниками рынка в интересах максимального удовлетворения потребностей потребителей, повышения качества предоставляемых услуг;

- управление трафиком в той мере, в которой это необходимо для обеспечения целостности сети и безопасности потребителей и государства, в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

В указанных случаях управление трафиком применяется как необходимая мера защиты сетей и потребителей - например, признается допустимым управление трафиком в аварийных ситуациях и при перегрузках, в целях предотвращения кибератак, угрозы нарушения тайны связи или хищения персональных данных, а также в случаях, установленных федеральными законами, в том числе во исполнение предписания надзорного органа или во исполнение решения суда.

- разумное управление трафиком в той мере, в какой это необходимо для выполнения условий договора об оказании услуг связи по запросу контрагента при обеспечении общего базового качества услуги.

В указанных случаях управление трафиком может быть применено:

- как мера по ограничению доступа к определенному ресурсу (ресурсам) в соответствии с волеизъявлением абонента (в т.ч. "родительский контроль");

- как мера по предоставлению специальных услуг с лучшим качеством в случаях, если абонент или контрагент в явном виде заявил о желании получать такие услуги, но при условии неухудшения уровня качества предоставляемых услуг для других абонентов и контрагентов.

При этом участники понимают, что принципы сетевой нейтральности распространяются на отношения, возникающие при использовании сети Интернет независимо от того, с использованием каких технологий создаются и распространяются контент, приложения и услуги.

Статьи по теме