Ольга Дубравицкая
Халиль Аминов
16.04.2018

"Сафмар" семьи Гуцериевых может стать монополистом на рынке розничных продаж электроники и бытовой техники. Принадлежащая группе сеть "М.Видео", поглотившая до этого "Эльдорадо", может выкупить бизнес "Медиа Маркт" — российской "дочки" немецкой Media-Saturn-Holding GmbH. В свою очередь, германский ритейлер намерен получить от 15% в "М.Видео". Это позволит розничной компании сохранить присутствие на российском рынке, где она за четыре года получила убыток суммарно в размере 13 млрд руб.

Немецкая Media-Saturn-Holding GmbH, принадлежащая Ceconomy AG, обсуждает возможную продажу "М.Видео" своей российской "дочки" "Медиа-Сатурн-Групп" (эта компания управляет сетью "Медиа Маркт"). Одновременно немецкий холдинг может приобрести миноритарный пакет акций "М.Видео". Об этом в конце недели заявил вице-президент Ceconomy AG Себастьян Кауфманн. В "М.Видео" от комментариев отказались. В Федеральной антимонопольной службе России сообщили, что пока не получали ходатайство об одобрении сделки. Это связано с тем, что решение о сделке пока не принято и ее условия не определены, отметил господин Кауфманн.

Основанная в 1993 году "М.Видео" в декабре 2016 года была приобретена компанией "Сафмар" семьи Михаила и Саит-Салама Гуцериевых. Эта группа на тот момент уже владела сетями "Эльдорадо" и "Техносила" (от последнего бренда позже было решено отказаться). По состоянию на 31 декабря 2017 года "Сафмар" владеет 424 магазинами "Эльдорадо" и "М.Видео".

Ceconomy AG создана летом 2017 года в результате разделения компанией Metro своих бизнесов на две независимые структуры. Продовольственное направление сохранило название Metro AG (супермаркеты Metro Cash & Carry и гипермаркеты Real), продажи электроники и бытовой техники объединила компания Ceconomy AG (сеть Media-Saturn, в России — "Медиа Маркт"). В России сеть "Медиа Маркт" на конец марта 2018 года состояла из 120 магазинов.

Reuters со ссылкой на свои источники сообщает, что речь может идти о покупке Media-Saturn-Holding GmbH 15% акций объединенной компании "М.Видео" и "Эльдорадо" (официально это объединение произошло в конце марта). Источник "Ъ", близкий к "Сафмар", подтверждает эту цифру. При окончательном решении размер пакета, который приобретет немецкая сторона, может достигнуть 25% минус 1 акции, говорит собеседник "Ъ". Это, по его словам, необходимо семье Гуцериевых для сохранения контроля над бизнесом объединенной компании.

По данным "Infoline-Аналитики", в 2017 году доля "М.Видео" на рынке розничной торговли электроники и бытовой техники составила 16,7%, "Эльдорадо" — 8,9%, "Медиа Маркт" — 2,8%. В 2017 году выручка "Медиа Маркт" сократилась более чем на 20% и составила чуть более 34 млрд руб. без НДС, совокупный убыток за 2013–2017 годы превысил 13 млрд руб., подсчитал гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Учитывая, что проект открытия магазинов "Медиа Маркт" в составе Metro Cash & Carry оказался неэффективным из-за низкого уровня трафика, продажа бизнеса осталась единственной возможностью для Ceconomy прекратить терять деньги на российском рынке, считает эксперт.

По его оценкам, стоимость бизнеса "Медиа Маркт" не превышает 4 млрд руб., при этом стоимость 15% объединенной компании "М.Видео" и "Эльдорадо" превышает 15 млрд. руб. ($245 млн по текущему курсу ЦБ). Начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко оценивает 15% "М.Видео" и "Эльдорадо" в $284 млн. "М.Видео" рассчитывает через пять лет увеличить объемы продаж в 2,25 раза, поэтому вложение в акции этого ритейлера не лишено смысла, считает эксперт. Покупка бизнеса "Медиа Маркт" нужна "М.Видео" для расширения, так как сеть, напоминает господин Ващенко, поставила цель достичь к 2022 году ежегодного оборота в размере 450 млрд руб.