Карине Минасян: "Цифровые технологии повышают эффективность процессов в торговле и промышленной кооперации, позволяют предотвращать и устранять всевозможные препятствия на рынках, поэтому важность цифровой повестки сложно переоценить"
Ксения Прудникова
© ComNews
23.04.2018

11 октября 2017 года главы государств – членов Евразийского экономического союза утвердили "Основные направления реализации цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года". Министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям Евразийской экономической комиссии Карине МИНАСЯН рассказала редактору "Стандарта" Ксении ПРУДНИКОВОЙ о том, какие направления и проекты являются приоритетными в процессе реализации цифровой повестки союза и какие задачи предстоит решать.

- Кто со стороны государств – членов ЕАЭС участвовал в формировании направлений цифровой повестки? Взаимодействовали ли инициаторы проекта с экспертами международных организаций?

- Цифровая повестка ЕАЭС – это результат масштабной совместной работы ЕЭК с экспертами стран союза, включая представителей центров компетенций, а также с бизнес-сообществом. Для доработки проекта и выявления основных направлений реализации цифровой повестки была создана рабочая группа, в которую вошли руководители и заместители глав министерств и ведомств государств – членов союза.

В процессе работы для консультаций подключались международные эксперты: в частности, Всемирный банк привлекал специалистов со всего мира. В результате мы сформировали подходы, которые позволят нам реализовать проекты, направленные на цифровую трансформацию ЕАЭС. Мы понимали, что за нас цифровую повестку никто не напишет, а ее наличие – гарант глобальной конкурентоспособности.

- На какой стадии находится работа?

- Сейчас мы вышли на новый этап реализации цифровой повестки – приступили к подготовке и воплощению конкретных проектов. Президенты стран союза определили ряд приоритетов, среди которых: формирование механизмов прослеживаемости товаров, услуг и цифровых активов; развитие цифровой торговли и цифровых транспортных коридоров; цифровая промышленная кооперация; заключение соглашения об обороте данных; создание системы регулятивных "песочниц".

Ведутся экспертные обсуждения по двум направлениям – формирование цифровых механизмов прослеживаемости товаров, создание модели обмена данными и работы с ними. Сформированный под руководством председателя коллегии ЕЭК проектный офис управления инициативами координирует проработку и реализацию цифровых проектов, а также инициирует экспертные обсуждения по поступающим предложениям.

- Согласно результатам совместного исследования Всемирного банка и ЕЭК, успешное внедрение цифровых технологий возможно только в том случае, если, среди прочего, будет обеспечена технологическая совместимость, интероперабельность и масштабируемость цифровых инфраструктур, платформ и решений. Как и за счет чего планируется решать данную задачу на уровне государств – членов союза?

- Обеспечение интероперабельности – один из принципов осуществления согласованной политики и интеграционных инициатив стран союза.

Ряд проектов в данной области уже реализуется. Так, с 2014 года разрабатывается интегрированная информационная система (ИИС) ЕАЭС и создается трансграничное пространство доверия. ИИС – универсальная инфраструктура для информационного взаимодействия по различным прикладным направлениям, обеспечивающим межгосударственный электронный обмен данными. Логика развития данной системы подчинена задачам усиления интеграции в условиях реализации цифровой повестки ЕАЭС.

Также инициирован проект по развитию трансграничного пространства доверия, который позволяет признавать цифровые подписи и организовывать электронный документооборот на территории союза.

Количество проектов постоянно растет. Перечисленные инициативы, также как создание модели обмена данными и их обработки, формирование нормативно-справочной информации, являются базовыми для реализации дальнейших шагов. Их цель – обеспечить надежность и связность цифровой инфраструктуры союза, устранить барьеры и ускорить обмен данными, стандартизировать взаимодействие участников рынка и регуляторов, повысить эффективность интеграционных процессов.

- Одним из ключевых направлений развития цифровой экономики является создание информационной инфраструктуры и обеспечение информационной безопасности. Какие действия в этих направлениях предпринимаются на уровне государств – участников союза? Как при этом сохранить информационный суверенитет государств?

- Очевидно, что во всех странах союза созданы свои информационные инфраструктуры. Их развитие мы рассматриваем под двумя принципиальными углами. Во-первых, расширять инфраструктуру необходимо с учетом экономических изменений или трансформации экономики. Во-вторых, необходимо обеспечить интероперабельность, причем не только между странами – участниками союза, но и с внешними партнерами ЕАЭС. Отчасти эти задачи решаются посредством ИИС союза, но далеко не все.

Пространство доверия, о котором я говорила, – один из важных принципов, лежащих в основе интегрированной системы ЕАЭС, которая сделает трансграничный обмен данными и документами безопасным и достоверным.

Конечно, возникает много задач по обеспечению безопасности информационных систем, процессов и ресурсов. Вопрос цифрового суверенитета очень непростой и в нем несколько составляющих: какова степень независимости и устойчивости экономических процессов в цифровом пространстве; кто владеет данными, и на каких правах они используются; какая инфраструктура и цифровые активы находятся в собственности государства.

Не менее актуален и сложен вопрос обеспечения безопасности критической инфраструктуры. В целом, цифровая инфраструктура и безопасность – отдельные направления цифровой повестки ЕАЭС, предусматривающие реализацию целого комплекса мер.

- Предполагается, что цифровая повестка союза будет реализовываться как согласованная политика государств – участников ЕАЭС, а национальные программы цифровой трансформации должны быть максимально синхронизированы. Как можно добиться унификации действий на уровне всех государств – участников союза? Принимают ли эксперты ЕЭК участие в создании национальных программ?

- Синхронизацию можно получить только в рамках общих проектов. Создание национальной программы – это прерогатива отдельной страны, но многие задачи мы решаем сообща, поэтому во всех программах присутствуют евразийские интеграционные цифровые проекты. Кроме того, в информационном пространстве союза формируются механизмы осуществления согласованной политики в процессе реализации цифровой повестки. Предполагается, что в этой связи основными инструментами станут: во-первых, взаимодействие в сфере стандартизации и защиты прав интеллектуальной собственности; во-вторых, сотрудничество в разработке норм для новых отраслей, в том числе с использованием системы регулятивных "песочниц" – для совместного формирования норм на ранней стадии применения технологий.

- Возможен ли сценарий, при котором цифровая повестка ЕАЭС со временем будет синхронизирована с подходами к развитию цифровой экономики стран Евросоюза, а впоследствии станет частью глобальной экосистемы? Какие условия для этого необходимы?

- Специфика ЕАЭС останется, в том числе из-за необходимости сохранять цифровой суверенитет. Но глобальная экономика сформировала ряд экосистем, которые со временем будут связаны друг с другом. Наша задача – создать такие условия для бизнеса и государств, чтобы при необходимости они могли формировать свои экосистемы, либо войти как партнеры в уже созданные.

ЕЭК на протяжении нескольких лет целенаправленно ведет диалог с европейскими странами о развитии сотрудничества. С Грецией, Сербией, Венгрией и рядом других стран достигнут существенный прогресс. Мы видим заинтересованность европейского бизнеса в развитии партнерских связей и постоянно слышим об этом на различных международных площадках.

Цифровые технологии повышают эффективность процессов в торговле и промышленной кооперации, позволяют предотвращать и устранять всевозможные препятствия на рынках, поэтому важность цифровой повестки сложно переоценить. В результате ее реализации бизнес будет быстрее получать выгоды от выхода на новые рынки. Это достигается за счет совершенствования таможенных операций, взаимного признания сопроводительных документов, развития механизмов цифровой прослеживаемости товаров.

Важно, что данные инициативы реализуются не только в рамках союза. По некоторым перспективным направлениям мы ведем диалог с партнерами в Азиатском регионе – в частности, во Вьетнаме и Китае.

- На ваш взгляд, основной вклад в развитие цифровой экономики внесут национальные ИТ-холдинги или инновационные стартапы? Какую поддержку им должны оказывать государственные и международные регуляторы? Что необходимо для того, чтобы нормативная база не сдерживала развитие цифровой экономики?

- Нормативная база действительно должна разрабатываться и действовать не только на национальном уровне. Развитие цифровой экономики – явление трансграничное, поэтому в нем принимает участие огромное количество игроков: и транснациональные корпорации, и стартапы, и регуляторы, и даже граждане стран. Суть в том, кто вносит вклад и кто получает выгоду от развития экономики. Наша задача – вводить регулирование и стимулирование развития евразийских активов, соблюдая баланс между интересами владельцев данных и бизнес-субъектов, вовлекающих эти данные в оборот.

- Как вы взаимодействуете с партнерами из других стран?

- На всех международных площадках мы предлагаем нашим потенциальным партнерам обсуждать совместные проекты. Так, на недавней встрече Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе мы предлагали зарубежным партнерам рассмотреть совместные проекты в таких сферах, как цифровые транспортные коридоры, цифровая промышленная кооперация, цифровая прослеживаемость товаров, повышение связности цифровых инфраструктур и развитие пространства доверия. Над подобными проектами можно работать через создание международных консорциумов.

Одним из приоритетов ЕАЭС в рамках реализации цифровой повестки является использование нашей ИИС для взаимодействия с международными партнерами и их цифровыми платформами. Например, мы начали использовать платформу ЕАЭС для взаимодействия с Социалистической Республикой Вьетнам в зоне свободной торговли.

Кроме того, необходимо активно включать экспертов из стран союза в процесс разработки международных стандартов – для обеспечения интероперабельности и сквозных, безбарьерных экономических отношений, которые создадут основу для развития глобальной цифровой инфраструктуры.

Форматы сотрудничества могут быть разными, но главное для нас – следовать принципам зеркальности, взаимной заинтересованности и равноправия, взаимодополнения усилий и компетенций.