Роман Рожков
23.04.2018

Бывший операционный директор Gett Александр Мерзликин запустил маркетплейс в сфере такси Guru.Taxi. Сервис поможет таксопаркам привлекать водителей, а тем, в свою очередь,— подбирать условия работы и аренды авто. На нынешнем этапе сервис может помочь участникам рынка, но дальнейшее развитие отрасли эксперты связывают с ростом самозанятости.

О начале работы в Москве Guru.Taxi рассказал "Ъ" представитель компании. Сервис призван структурировать рынок таксомоторных перевозок, чтобы помочь паркам с поиском водителей, а водителям — с выбором предложений по аренде автомобилей и условиям работы, объясняют в компании. Guru.Taxi основал бывший операционный директор Gett Александр Мерзликин, ранее отвечавший за работу транспортного департамента, а после — за региональную экспансию сервиса. Компания привлекла около $300 тыс. посевных инвестиций от Qiwi Venture, корпоративного венчурного направления Qiwi. Представитель Qiwi подтвердил эту информацию. Консультантом проекта выступает Сколковский институт науки и технологий.

Бизнес аренды автомобилей для работы в такси в России только в 2017 году в Guru.Taxi оценивают в $4,9 млрд, а к 2020 году этот объем увеличится до $9 млрд за счет активной экспансии агрегаторов в регионы. Но условия работы как для водителей, так и для таксомоторных предприятий сейчас далеки от прозрачности, говорит Александр Мерзликин. При регистрации в Guru.Taxi водитель заполняет анкету, где указывает информацию о наличии российских водительских прав, рейтингах в системах агрегаторов и историю предыдущих заказов. "Высокие рейтинг и активность будут способствовать получению льготных условий при аренде автомобиля и устройстве в парк. Тем, кто только начинает работу в этой сфере, сервис поможет выбрать подходящие варианты и выступит в качестве информационной площадки",— объясняют в Guru.Taxi.

Текучка кадров заставляет парки постоянно обновлять около 30% состава, чтобы избежать простоя автомобилей, указывают в компании. Чтобы искать водителей, парки до сих пор используют офлайн-инструменты, например наружную рекламу на автомобиле. "Активность таксопарков в интернете гораздо ниже. Кроме того, просто подключиться к агрегатору невозможно: или через парк, или став ИП",— отмечает господин Мерзликин. Он проводит аналогию с Booking.com и Airbnb: "Вместо изучения сайтов отелей или таксопарков нужно одно место, агрегирующее информацию и условия, которые можно фильтровать по разным параметрам". Маркетплейс планирует зарабатывать за счет комиссии от стоимости суточной аренды машины, которую будут выплачивать парки, для водителей сервис бесплатный. По информации "Ъ", комиссия может составить 2–5%.

"Потребность в подобном маркетплейсе назрела: партнерским таксопаркам приходится тратить на подбор водителей серьезные ресурсы",— согласен директор по корпоративным отношениям ГК "Везёт" Александр Костиков. По его мнению, возможность видеть историю сотрудничества водителя с агрегаторами позволит отсеивать неподходящие кандидатуры и поможет оздоровлению рынка. Впрочем, по мнению представителя такси "Максим" Павла Стенникова, микробизнес вынуждает быть в тени существующая система налоговой нагрузки, штрафных санкций и отчетности. "Возможно, в мегаполисе людям проще обращаться к одному крупному посреднику, который обслужит все запросы на поиск машины и заказов, но в регионах это не так актуально",— считает он. Важнее наделение водителей статусом самозанятых, тогда они смогут работать с сервисами заказа такси напрямую, без лишних посредников, полагает господин Стенников.