Юлия Тишина
24.04.2018

Пассажиры московского транспорта подключаются к бесплатному Wi-Fi в два раза чаще жителей Лондона и Нью-Йорка, выяснила EY. При этом российские пользователи гораздо реже платят за аудио- и видеоконтент, хотя теоретически популярность Wi-Fi могла бы способствовать развитию платных подписок у сотовых операторов. Участники рынка уверены, что способны увеличить продажи контента и за счет собственных сетей.

46% пассажиров общественного транспорта в Москве пользуются Wi-Fi во время поездок, говорится в исследовании EY (есть у "Ъ"). Это в два раза чаще, чем среди жителей Лондона, Нью-Йорка, Сиднея и Гонконга. В то же время уровень проникновения платных подписок на цифровое мобильное ТВ или видеосервисы в Москве гораздо ниже. Они есть лишь у 17% пользователей, тогда как в Лондоне этот показатель составляет 67%, в Нью-Йорке — 86%, в Сиднее — 57%, а в Гонконге — 44%.

У МТС, "МегаФона" и "Вымпелкома" доля абонентов, приобретающих контент, составляет менее 1% для аудиостриминга и 1–3,5% для видео, следует из исследования AC&M Consulting, проведенного в апреле по заказу EY. В частности, проникновение услуги "МегаФон ТВ" в сети оператора составляет 3,5%, а "МегаФон.Музыки" — 0,03%. Проникновение услуги МТС ТВ составляет 3% от абонентской базы, а "МТС.Музыки" — 0,3%. По мнению аналитиков, это говорит о потенциале развития платных подписок и тяжелого по трафику контента.

В пресс-службе "МегаФона" уточнили, что проникновение ТВ-сервиса в сети оператора составляет 4% от абонентской базы, а "МегаФон.Музыки" — 0,13%. "При этом мы не видим тенденции, что через Wi-Fi абоненты заходят чаще. На рост проникновения подписок в нашей базе бесплатный Wi-Fi не влияет",— уверены в операторе. В "Вымпелкоме" убеждены, что растущее проникновение пакетных тарифов и дальнейшее развитие сетей LTE и 5G девальвируют ценность Wi-Fi. "Стоимость мобильного интернета в России одна из самых низких в мире, и для многих пользователей нет мотивации менять настройки телефона ради мнимой выгоды",— уверены в компании. В МТС также не видят корреляции между распространением городского Wi-Fi и увеличением количества платных подписчиков мобильных сервисов. По данным МТС, проникновение МТС ТВ в абонентской базе составляет около 4,5%, "МТС.Музыки" — 2,6%.

Помимо платных сервисов, в EY ждут влияния Wi-Fi на рынок интернета вещей. Там уверены, что в течение ближайших пяти лет к сети будут подключены миллиарды новых устройств интернета вещей, которые будут использовать Wi-Fi и сотовую сеть для передачи данных. "По сравнению с 3G/4G-сетями Wi-Fi имеет ряд преимуществ для подключения некоторых IoT-устройств, так как обеспечивает значительный объем передачи данных при сравнительно низкой стоимости",— говорится в отчете. Пока идет работа над внедрением поколения 5G, широкий запуск которого ожидается в 2020 году, многие задачи в сфере IoT по-прежнему будут решать как 3G и LTE, так и Wi-Fi, убеждены аналитики.

В департаменте информационных технологий Москвы отметили, что городская сеть Wi-Fi состоит из 14 тыс. точек доступа, до конца года она расширится еще почти на 578 точек. В "Максима Телекоме", развивающем сеть Wi-Fi в метро Москвы и Санкт-Петербурга, согласны с большинством выводов исследования. Проникновение услуги Wi-Fi в московском транспорте выросло за год с 35% до 46%, отмечают в компании. "Востребованность сервиса говорит о необходимости расширения дополнительных нерекламных моделей монетизации. Мы рассматриваем несколько возможных направлений, в том числе запуск новой контентной платформы на базе портала Wi-Fi.ru, а также введение новых комбинированных подписок в партнерстве с мобильными операторами и контент-провайдерами",— рассказали в пресс-службе "Максима Телекома".