Александра Джорджевич
Иван Сафронов
24.04.2018

Как стало известно "Ъ", бизнесмены Михаил Кокорич и Вадим Махов создали совместную инвестиционную компанию (ИК) Oden Holdings Limited, которая планирует работать с предприятиями, использующими в бизнесе космические технологии.

ИК уже вошла в некоторые проекты, связанные с интернетом вещей и управлением сельским хозяйством. В России практика создания частных ИК для космической отрасли распространения не получила: ресурсов у компаний хватает на вклады в точечные проекты, в то время как промышленности нужны миллиардные вложения. Вадим Махов с этим согласен и рассчитывает продать долю в ИК европейскому инвестору.

Бывший председатель совета директоров Объединенных машиностроительных заводов Вадим Махов (сейчас возглавляет инвестфонд Bard Worldwide) и экс-совладелец "Техносилы" Михаил Кокорич (основатель Dauria Aerospace, Astro Digital, TransAstra) закрыли сделку по созданию инвесткомпании Oden Holdings Limited. Об этом "Ъ" рассказали источники в окружении бизнесменов, уточнив, что юридически процесс завершен в первом квартале. Господин Махов получит в ИК 51%, господин Кокорич — 49%.

Главной целью заявлены совместные инвестиции в космические проекты, цифровое сельское хозяйство, интернет вещей, умное страхование и т. д. По данным "Ъ", ИК уже владеет долями в Helios Wire (канадский стартап в сфере интернета вещей) и ExactFarming (онлайн-сервис для управления сельхозпредприятием). Официально в компаниях этот вопрос не комментируют, отмечая что "связаны соглашением о конфиденциальности и не имеем права раскрывать владельцев".

Закрытие сделки и первые вложения подтвердили ее участники. "Мы создали совместно с Вадимом (Маховым.— "Ъ") компанию для инвестиций в проекты, которые используют космические технологии для b2b-сегмента (business to business.— "Ъ")",— заявил "Ъ" Михаил Кокорич, уточнив, что речь идет о работе не только с иностранными проектами. "В США у нас лишь одна компания — TransAstra, ExactFarming имеет основной офис в России, Helios расположена в Канаде",— сообщил он. Господин Махов, в свою очередь, сказал, что вошел в проект по приглашению Михаила Кокорича. "Мой инвестиционный фонд (Bard Worldwide.— "Ъ") сделал вложения на посевной стадии",— пояснил он, не став раскрывать сумму (по данным "Ъ", это около $3 млн). По словам бизнесмена, им удалось "успешно развить Oden с этапа идеи до раннего роста", стадии, "когда есть не просто прототипы, но уже коммерческое использование".

Практика создания подобных инвестфондов более характерна для западных стран, где частные инвесторы или даже их группа способны вложить свои средства на ранней стадии проекта "на волне энтузиазма", а уже после развивать его для коммерческой отдачи, говорит источник "Ъ" в правительстве. Российские же космические проекты, по его словам, не представляют для бизнесменов какого-либо серьезного интереса, поскольку не дают им возможности заработать даже в среднесрочной перспективе. Более того, после введения санкций ряд крупных российских предпринимателей стали продавать имевшиеся у них акции предприятий космической промышленности: например, глава "Русснефти" Михаил Гуцериев в конце января избавился от 24,99% акций петербургского завода "Арсенал" (производит продукцию в интересах космических войск РФ), чтобы не нанести вреда своему основному бизнесу.

Небольшие инвестфонды могут работать с компаниями, которым нужны точечные вливания для конкретных проектов, считает топ-менеджер одного из предприятий космической отрасли, но промышленности нужны огромные средства, "причем здесь и сейчас", которые ни один частный российский инвестфонд дать не может. В Oden Holdings Limited в дальнейшем предстоит вкладывать достаточно много средств, признает господин Махов, поэтому "нужен новый класс инвесторов с большими деньгами", уточняя, что из-за этого уже принял решение продать свою долю неназванному европейскому инвестору.