Антон Пономарев, директор департамента по работе с крупными корпоративными клиентами Eset Russia
© ComNews
07.06.2018

О развитии на российском рынке сервиса страхования от киберрисков и перспективах такого рода продуктов корреспонденту ComNews рассказал директор департамента по работе с крупными корпоративными клиентами Eset Russia Антон Пономарев.

- По вашим оценкам, насколько распространено сегодня на российском рынке такое направление, как страхование от киберрисков?

- Сервис страхования киберрисков пришел к нам как благое начинание из США и Европы. В западных странах такими услугами давно пользуются все компании, работающие с конфиденциальной информацией, ведь за утечку данных их ждут огромные штрафы от государства, судебные иски от клиентов, а также значительный денежный отток из-за потери доверия.  

В частности, в Европе 25 мая 2018 года вступил в силу новый Общий регламент по защите данных (GDPR - General Data Protection Regulation). Согласно регламенту, компании, работающие с конфиденциальной информацией, обязаны информировать клиентов об утечках.

- Растет ли популярность этого сервиса в России и с чем, по вашему мнению, связан этот рост?

- Популярность растет весьма значительно. Могу судить об этом, как минимум, по росту спроса на наш сервис аудита внешнего периметра.

Многие рынки сегодня переживают цифровую трансформацию, связанную с внедрением передовых цифровых технологий. Как следствие, они становятся все более интересны для злоумышленников и уязвимы для кибератак.

Не стоит забывать и про государство. Несмотря на то что нормативных документов на данный момент не существует, уверен, что они скоро появятся. Не зря все страховые компании, включая государственные, трудятся над запуском услуг страхования от киберрисков.

 - На ваш взгляд, какие компании российского рынка (по размерам бизнеса и по сфере деятельности) наиболее заинтересованы в такого рода продуктах?

- Нужно понимать, что наш сервис по страхованию от киберрисков направлен на компании "всех возрастов и конфессий". В отличие от предложений конкурентов, он имеет вполне прикладной характер, в нем заинтересованы все компании.

Все время вспоминаю обычную парикмахерскую, которая пострадала от WannaCry, и ее владелец рассказывал об этом на Первом канале. В дни эпидемии она понесла материальный ущерб, которого можно было бы избежать или компенсировать, благодаря нашей программе.  

В любом случае наиболее заинтересованы в нашем сервисе компании, вызывающие особый интерес киберпреступников, - те, что работают с крупными суммами и конфиденциальными данными.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашем новом продукте для бизнеса, который предполагает помимо антивирусной защиты еще и страхование от киберрисков. В частности, почему Eset приняла решение запускать такой продукт для российских клиентов?

- В 2015 году мы поставили стратегическую цель - стать компанией номер один в области сервиса на российском рынке ИТ в срок до 2019 года. С тех пор у нас стартовало больше 120 проектов и инициатив, направленных на сервисные изменения.

Одна из них - проект повышения значимости антивируса. Антивирусное ПО - только один из элементов, "кирпичиков" системы информационной безопасности. От некоторых рисков, например ошибок или злонамеренных действий сотрудников, он не может защитить на все 100%.

Тем не менее мы, в рамках развития сервисной стратегии, решили предложить заказчикам дополнительные возможности защиты. В случае киберинцидента клиент не останется один на один с проблемой. Наша команда поможет минимизировать ущерб. 

Новый сервис "Гарантия антивирусной защиты" не требует дополнительных затрат со стороны клиента. Мы возмещаем убытки в связи с потерей данных и восстановлением репутации, оплачиваем административное расследование инцидента и расходы на реагирование.

- Как реализована услуга для клиента: каковы требования к клиенту, какие действия он должен предпринять, чтобы получить страховку, каков срок ее действия?

Это наша гордость, ведь в отличие от других провайдеров этой услуги мы не запрашиваем отчетность на ста листах, миллионы рублей и подпись кровью.

Чтобы воспользоваться сервисом на весь срок работы антивируса, достаточно согласия клиента в личном кабинете на Eset Connect и его ИНН. И конечно, комплексное решение Eset от 50 узлов, которое, кстати, мы сами поможем установить и настроить.

- Что получает клиент благодаря сервису? На какие случаи распространяется страхование, каков максимальный размер страховых выплат? 

- Мы постарались сделать программу максимально широкой. Список рисков включает заражение вредоносным ПО, физическую кражу аппаратных устройств, расходы на расследование, на уведомления субъектов данных, юридические консультации, восстановление данных.

- Кто из страховых компаний выступает партнером Eset в этом проекте? Намерены ли вы расширять список партнеров - страховых компаний?

- В этом году в качестве партнера мы выбрали страховую компанию, которая первой вывела на отечественный рынок страхование от киберрисков и обладает не только компетенциями в работе с подобными программами, но и проверенной панелью поставщиков услуг. Совместно с AIG в России мы будем расширять существующую панель и список оказываемых компетенций. 

-  По вашим оценкам, какое количество клиентов Eset удастся дополнительно привлечь благодаря такой опции, как страхование от киберрисков?

На данный момент Eset является лидером по защите малого бизнеса в России. Наша сервисная стратегия нацелена на укрепление позиций в малом бизнесе и увеличение доли в среднем и крупном сегментах. 

- По вашему мнению, какие компании по размерам бизнеса и по сфере деятельности заинтересуются новым предложением?

- В наше время ни один бизнес не сможет существовать без рабочего компьютера. В каждой компании есть данные, которыми она дорожит: бухгалтерские данные, база клиентов, собственные программные или иные разработки, финансовые инструменты. Представьте, что очередной шифратор погубит базу главного бухгалтера в малой компании или целевая атака открыла хакерам доступ к ДБО в крупной организации - оба инцидента поставят бизнес на грань выживания.  

Наша программа разработана для клиентов, которые защищают 50 и больше узлов с помощью трех наиболее востребованных комплексных решений Eset. 

- Каковы ваши прогнозы по развитию такого направления, как страхование от киберрисков в России? В частности, может ли этот сервис со временем стать обязательным в предложениях разработчиков антивирусной защиты, если те хотят успешно развиваться на рынке?

- Количество киберпреступлений растет в геометрической прогрессии, в эту историю включаются целые государства, так что борьба с киберпреступностью становится политической необходимостью.

Два года назад услуги по киберстрахованию предоставляла в России только компания AIG, а сейчас таких страховых компаний уже около десятка. Очевидно, что спрос со стороны бизнеса растет.

Кроме того, российский рынок перенимает лучшее из международного опыта, поэтому я уверен, что совсем скоро интерес к страхованию от киберрисков будет подогрет государством.