© ComNews
27.06.2018

X5 Retail Group начал тестировать в торговой сети "Пятерочка" "Выручай-кассы" - новые устройства для самостоятельной оплаты товаров. Такие кассы предусматривают голосовое сопровождение покупки. Как заявляют в компании, они позволят увеличить количество постоянно работающих касс в магазинах, сократить очереди, особенно в часы пик, и организовать более активную работу сотрудников в торговых залах. 

Как рассказали в пресс-службе X5 Retail Group, первые аппараты для самостоятельной оплаты покупок установлены в двух магазинах в Москве. До конца 2018 г. в 10 универсамах "Пятерочка" в Москве планируется создание специальных зон для самостоятельной оплаты товаров, в каждой из которых установят до шести таких аппаратов.

"Тестирование проекта завершится в декабре 2018 г., к этому моменту порядка 50 касс самообслуживания появятся в 10 магазинах "Пятерочка" в Москве. В рамках пилота эксперты X5 оценят работоспособность и отказоустойчивость систем, определят самые эффективные механики информирования о маркетинговых акциях, окончательно настроят голосовой интерфейс и определят, какие способы оплаты будут наиболее востребованными среди пользователей "Выручай-касс", - сообщили в X5 Retail Group.

Интерфейс "Выручай-кассы", как отметили в пресс-службе X5 Retail Group, разработан с учетом покупательского опыта и в стилистике торговой сети. Для иностранных покупателей в интерфейсе кассы есть также английский и китайский языки. Помогать покупателям оплатить покупки на "Выручай-кассах" будет сотрудник магазина. Он будет проверять документы при покупке алкоголя и сигарет.

"Выручай-касса", как указали в X5 Retail Group, принимает к оплате наличные деньги, банковские карты всех платежных систем, баллы различных программ лояльности и купоны. Касса также позволяет накапливать и тратить бонусные баллы программы лояльности "Выручай карта".

В X5 Retail Group также отметили, что поставщиком оборудования и программного обеспечения (ПО) для касс самообслуживания "Пятерочки" выступила компания NCR (доля на мировом рынке КСО - 60%). В проекте, как рассказали в X5 Retail Group, удалось достичь очень глубокой кастомизации программного обеспечения - не просто применить корпоративные цвета в готовом шаблоне, а полностью создать меню в стилистике торговой сети с учетом покупательского опыта. Что касается интеграции, предусматриваемой проектом, то ей совместно занимаются сотрудники торговой сети и NCR.

"Установка "Выручай-касс" в магазинах может помочь увеличить количество постоянно работающих касс в магазинах, сократить очереди, особенно в часы пик, и организовать более активную работу сотрудников в торговых залах. По предварительным прогнозам, после тестирования с помощью касс самообслуживания будут оплачивать порядка 50% покупок", - заявили в X5 Retail Group.

При этом в компании добавили, что срок и порядок внедрения "Выручай-касс" будет определен только по итогам пилота.

Коммерческий директор объединенной компании "Связной Евросеть" Дагмара Иванова в разговоре с корреспондентом ComNews обратила его внимание на то, что в розничных магазинах объединенной компании внедрено другое технологичное решение. "Продавцы в магазинах могут использовать специальное приложение для своего мобильного телефона, которое позволяет рассчитать клиента или выдать ему товар с помощью смартфона. Такие мобильные кассы работают уже в более чем 100 магазинах компании, и в будущем эта технология будет распространяться на всю сеть ретейлера", - рассказала Дагмара Иванова.

По мнению аналитика ГК "Финам" Леонида Делицына, движущей силой автоматизации кассового обслуживания выступает Amazon, который открывает магазины без продавцов и кассиров. "А коль скоро это делает Amazon, то появляются и компании, предлагающие подобные решения другим магазинам. Кроме того, очевиден успех самообслуживания в банках, где клиенты самостоятельно оплачивают свои счета и получают деньги в банкоматах. Поэтому развиваться самообслуживание всех родов в магазинах, безусловно, будет", - заметил Леонид Делицын.

Но об экономии в случае ретейлеров, по его словам, в ближайшей перспективе говорить рано, ведь пока что к кассе самообслуживания будет прилагаться инструктор-человек, подобно тому, как в банках банкоматом учил пользоваться менеджер. "Пока такая касса будет обходиться дороже, тем более что кассир торговой сети обходится весьма и весьма недорого. А в дальней перспективе удаленные покупки могут вытеснить и обычную кассу. Наконец, любопытно, что будет делать касса самообслуживания, если у нее не будет мелких денег для сдачи. Обычный кассир в такой ситуации обращается за помощью к коллеге или взывает к очереди, пока кто-нибудь не пороется в карманах. Возможно, автомат с этим и справится, ведь предусматривается голосовое сопровождение покупки. К примеру, кассовый аппарат будет спрашивать, "клиент №18, пожалуйста, проверьте, не можете ли вы разменять 500 руб.", - указал Леонид Делицын.

Беседуя с корреспондентом ComNews, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко обратил внимание на тот факт, что зарплата кассира составляет 36-50 тыс. руб. в месяц. "Экономия выходит для магазинов с количеством касс больше шести, что связано в основном с низкой зарплатой персонала. В странах, где уровень затрат на оплату труда выше, кассы самообслуживания распространяются сильнее. Пока для Х5 это экспериментальное направление", - указал Георгий Ващенко.

При этом он заметил, что если эксперимент Х5 будет удачным, то его могут распространить на пилотную зону в нескольких регионах. "Полностью на автоматическое обслуживание магазины не перейдут, но в 2020-х гг. можно ожидать, что число кассиров-людей в супермаркетах и гипермаркетах сократится наполовину, при этом очереди не вырастут. Полностью отказаться от людского труда, на мой взгляд, нельзя, но применение автоматических касс может сократить расходы на персонал на 15-25%", - заявил Георгий Ващенко.

Руководитель пресс-службы  ГК "Техносерв" Екатерина Андреева в беседе с корреспондентом СomNews отметила, что для Америки и Европы кассы самообслуживания нельзя назвать чем-то новым. Первые кассы были установлены компанией Optical Robotics в 1992 г. В России же тема самообслуживания является актуальным трендом для предприятий B2C на протяжении последних двух лет.

"Связан он во многом с поколением Y - это люди, родившиеся в 1980-х и 1990-х, которые сейчас находятся на пике своей активности. Они предпочтут написать SMS или e-mail, а не пообщаться лично или по телефону. Мы видим системы самообслуживания в McDonalds, в кинотеатрах, музеях, отличным примером являются терминалы по приему денежных средств, и конечно, такие системы востребованы в ретейле", - рассказала Екатерина Андреева.

Еще один пример, по ее словам - из практики "Техносерва". "В прошлом году нашими специалистами были запущены беспроводные сети в более чем 100 магазинах "М.Видео" общей площадью 170 тыс. кв.м по всей стране, установлены и настроены более 1,3 тыс. точек доступа. Беспроводные зоны обеспечивают обязательное для ретейлера подключение к Интернету витринных образцов оборудования, находящегося в продаже - смартфонов, ноутбуков, планшетов, телевизоров и т.п., - что позволяет клиентам самостоятельно в удобном для них формате больше узнать о возможностях новых устройств и протестировать их", - сообщила Екатерина Андреева.

Проект "Выручай-касс" X5 Retail Group, по ее мнению, также лежит в этом тренде и точно следует желаниям потребителей совершить покупку без общения с персоналом. Кроме того, подобные проекты сокращают затраты компании на обслуживающий персонал.