© ComNews
29.06.2018

Российский разработчик и интегратор больших информационных систем "ФОРС - Центр разработки" (ГК ФОРС) внедрил в Московской области Систему контроля и планирования работ в сфере дорожной инфраструктуры (СКПДИ). Система позволит осуществлять контроль за ремонтом и содержанием дорог, а также снизить стоимость и повысить качество работ.

Системой контроля и планирования работ в сфере дорожной инфраструктуры охвачена уже вся Московская область, а именно - девять региональных отделений ГБУ МО "Мосавтодор" и 67 муниципальных образований.

Как сообщил ComNews руководитель департамента развития комплексных проектов "ФОРС - Центр разработки" Сергей Чистяков, система взаимодействует с мобильным приложением "Дороги Подмосковья", порталом "Добродел" и другими информационными системами региона.

СКПДИ состоит из следующих компонентов: реестр электронных паспортов автомобильных дорог (учитывает автомобильные дороги и их характеристики), планирование затрат на содержание и ремонт, контроль за исполнением договоров (мониторит сведения о проводимых работах, учитывает расчеты по госконтрактам и гражданско-правовым обязательствам), формирование статистической отчетности (предоставляет данные по планированию и выполнению ремонта и содержания дорог).

Основным блоком системы является удаленный контроль выполненных подрядчиками работ, оплата которых производится строго в соответствии с их результатом, а сами работы - точно в срок.

Взаимодействие Системы контроля и планирования работ в сфере дорожной инфраструктуры с внешними и внутренними системами обеспечивает специальная интеграционная шина.

Сергей Чистяков рассказал ComNews, что стоимость проекта составила 70 млн руб. ФОРС является разработчиком, интегратором и поставщиком услуг технической поддержки по проекту. Срок его реализации и внедрения составил примерно год, а в опытной эксплуатации система находилась полгода. Над проектом работали 20 специалистов.

В данный момент процесс интеграции завершен, и система вышла в промышленную эксплуатацию. На сегодняшний день системой пользуется около 3600 человек. В ближайшие месяцы компания надеется привлечь еще 2000 человек.

Сергей Чистяков перечислил преимущества, которые дает заказчику использование системы. Среди них автоматизированный учет данных по автомобильным дорогам, точное планирование затрат на содержание и ремонт, контроль за работой подрядчиков через мобильное приложение (работники размещают фото- и видеоматериалы, подтверждающие факт выполнения работ), экономия бюджетных средств до 20% в месяц и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий.

Советник министра транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области Светлана Аипова отметила, что запуск системы позволил решить самые острые проблемы отрасли. "Самое главное - был обеспечен оперативный контроль ремонта дорог и сроков производства работ. Также была решена проблема учета данных о дорогах и объектах дорожного хозяйства, теперь все сведения оцифрованы, ведется электронный журнал с обязательным подтверждением выполнения каждого этапа работ. Это осуществляется через мобильное приложение, позволяющее в режиме реального времени определять местоположение подрядчика, чтобы подтвердить факт его нахождения на объекте. Подрядчик обязан загружать в него фото- или видеоматериалы, демонстрирующие качество выполненных работ. За допущенные подрядчиком нарушения взыскиваются штрафы", - сказала она.

Компания ФОРС ранее уже реализовала похожую систему в столице. На основе опыта, полученного в ходе этих двух проектов, было создано тиражируемое решение АИС "Рекорд". Несмотря на то что система разработана для специалистов дорожной отрасли регионального и муниципального уровня, она может быть также использована и в коммерческих организациях.

Как отмечают в компании, система может быть развернута на территории заказчика и внедрена за два-три месяца, либо за два-три дня сотрудники заказчика и его подрядных организаций могут получить доступ к облачному решению, размещенному в отказоустойчивом центре обработки данных.

Руководитель Центра бизнес-анализа ГК "Рамакс" Сергей Левашов полагает, что внедрение систем мониторинга дорожной инфраструктуры дает заказчику гарантию того, что проблемы с дорожным покрытием будут решены по мере возникновения и ремонт ограничится верхними слоями дорожного полотна.

Специалист "Рамакса" обращает внимание на то, что в проекте используется "краудсорсинговый" подход к сбору информации о проблемных участках, что позволяет сэкономить на инфраструктуре контроля за полотном. Он оценил экономию бюджета от использования такой системы в 10% за счет своевременного ремонта ям и выбоин в дорожном покрытии и прозрачности выполнения работ подрядчиком.

Сергей Левашов объясняет востребованность решений по контролю за выполнением работ по ремонту и содержанию дорог отчасти социальным заказом. "Практически все страны используют ремонт дорожной инфраструктуры и городского хозяйства в период кризиса и волатильности для стимулирования бизнеса и создания рабочих мест. Москва - хороший тому пример", - говорит Сергей Левашов.

Директор по разработке и внедрению ПО "Инфосистемы Джет" Владимир Молодых положительно оценил внедрение системы, которая позволит экономить бюджетные средства на ремонт и содержание дорог. "Следующий шаг - объединение такого рода систем из различных отраслей в единый ИТ-ландшафт умного города. Тогда части такой экосистемы смогут расширить возможности друг друга и тем самым более успешно помогать не только контролировать и автоматизировать те или иные бизнес-процессы, но и повышать качество жизни в целом", - сказал он.