© ComNews
16.07.2018

Московский физико-технический институт (МФТИ) и Президентская академия (РАНХиГС) запустили программу онлайн-магистратуры "Цифровая экономика". Это первая в России двухгодичная программа для специалистов новой профессии в онлайн-формате, позволяющая получить знания в двух областях - экономике и математике. Как заверяет ректор РАНХиГС Владимир Мау, вместе с МФТИ в рамках программы РАНХиГС подготовит востребованных страной и рынком специалистов самого высокого уровня.

Как рассказал куратор программы и директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) Андрей Райгородский, первый набор слушателей на программу онлайн-магистратуры "Цифровая экономика" уже начался. Первые собеседования с желающими пройти обучение пройдут 7 и 9 августа. "В этом году набираем 20 человек, но можем и больше, если придут", - заявил корреспонденту ComNews Андрей Райгородский. По словам заведующего кафедрой системного анализа и информатики экономического факультета РАНХиГС Сергея Маруева, далее размер набора может увеличиваться.

Относительно возможного ежегодного количества специалистов, выпускаемых программой, Андрей Райгородский сказал следующее: "Может, и полсотни, и больше". Обучение по программе, по его словам, является платным и пока согласно плану составляет 281 тыс. руб. в год.

Для поступления на программу, как указал Сергей Маруев, абитуриентам нужно сдать вступительные экзамены по математике и экономике в объеме микро- и макроэкономики.   

Экономические дисциплины в рамках программы, как сообщили в пресс-службе МФТИ, будут вести преподаватели академии, а за подготовку по точным наукам - математическому анализу, машинному обучению, основам статистики и комбинаторики - отвечают профессора МФТИ. На официальном сайте МФТИ значится следующее: "Образовательный процесс осуществляется на экономическом факультете РАНХиГС, декан факультета д.э.н., профессор Александр Дмитриевич Радыгин, и на кафедре дискретной математики МФТИ, заведующий кафедрой д.ф.-м.н. Андрей Михайлович Райгородский. Партнерами программы является Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара, Институт прикладных экономических проблем".

Среди прочих, как указали в пресс-службе МФТИ, слушатели магистратуры изучат следующие курсы: большие данные, комбинаторика, математические методы оптимизации, цифровая экономика, теория вероятностей, дискретная математика, теория игр, математическая статистика, случайные процессы, микроэкономика, макроэкономика, эконометрика, финансы, машинное обучение, корпоративные финансы. В целом, как сообщается на сайте МФТИ, программа предусматривает 120 зачетных единиц. Образовательная программа, по информации сайта вуза, состоит из асинхронной части (электронные курсы), в рамках которой студент может варьировать темп своего обучения, синхронной части (еженедельные вебинары в формате "классных часов"), в которых он может интерактивно взаимодействовать с преподавателем, задавая необходимые вопросы, персональных консультаций по ведению научной работы. Программой также предусматривается, как рассказал Сергей Маруев, что каждый из студентов будет работать над неким проектом, который впоследствии и будет выступать выпускной квалификационной работой - тем, что раньше называлось магистерской диссертацией.

Несмотря на то что программа предполагает онлайн-формат, ее форма на сайте МФТИ указана как "очная". Непосредственно об онлайн-формате программы на сайте вуза говорится следующее: "При помощи новых образовательных технологий, отработанных на платформах для массового обучения, и подхода "перевернутого обучения" в онлайн-форму переносятся курсы по базовым специальностям, обязательные общеобразовательные курсы (английский язык и философия) и взаимодействие с научным руководителем по написанию научной работы". При этом на сайте МФТИ также отмечается, что обучение по программе ведется в формате "перевернутого класса", промежуточные экзамены сдаются при помощи технологий дистанционного подтверждения личности (с удаленным проктором - контроллером). Что касается итоговых квалификационных экзаменов и защиты научной работы, то они проводятся очно.

По итогам обучения по программе онлайн-магистратуры "Цифровая экономика", по информации пресс-службы МФТИ, ее выпускникам будут выдаваться магистерские дипломы МФТИ и РАНХиГС государственного образца. "Успешное освоение программы позволяет получить диплом магистра по экономике РАНХиГС и при изучении ряда дополнительных дисциплин - диплом магистра по прикладным математике и физике", - сообщил корреспонденту ComNews Сергей Маруев.

"Цифровая экономика - очень перспективная профессия, которая будет востребована в ближайшем будущем как в бизнесе, так и в государственном аппарате. Мы очень рады, что партнером этого направления выступает РАНХиГС - вуз, обладающий большой экспертизой в области экономических наук. В этой связке МФТИ выступает как гарант качества подготовки точным наукам - традиционно нашей сильной стороне. Вместе мы сможем обучить уникальных специалистов", - прокомментировал ректор МФТИ Николай Кудрявцев.

"Цифровизация ведет к фундаментальным изменениям в общественной, экономической и гуманитарной сферах и требует подготовки высококвалифицированных специалистов. Специалистов, которые должны обладать самыми актуальными знаниями как по экономическим, так и по техническим наукам, иметь развитые softskills. Выпускники магистратуры "Цифровая экономика" будут иметь возможность работать в любых отраслях экономики. Уверен, что вместе с коллегами из МФТИ мы подготовим востребованных страной и рынком специалистов самого высокого уровня", - сказал ректор РАНХиГС Владимир Мау.

"Сейчас уже смело можно говорить, что ФПМИ - это лидирующий в России образовательный и научный центр компетенций в области математики, информатики и их приложений. Вместе с РАНХиГС мы сейчас активно работаем не только над программами наших магистратур, в которых глубокая математика - комбинаторика, вероятность, статистика, оптимизация, машинное обучение - сочетается с экономикой, но и над множеством интересных проектов в рамках недавно созданной совместной лаборатории. Наши студенты естественным образом окажутся вовлечены и в эту проектную деятельность", - указал Андрей Райгородский.

Кроме того, по словам Андрея Райгородского, формат онлайн-магистратуры становится более востребованным. "В 2016 г. мы запустили первую в России онлайн-магистратуру по современной комбинаторике, которая завоевала премию Рунета. В первом наборе у нас было 10 студентов, семь из которых недавно получили дипломы, в наборе 2017 г. - 17 студентов, а в этом году мы рассчитываем на 30 мест. И эти ребята очень сильные, многие из них уже работают в ведущих компаниях и научных центрах - например, в лаборатории прикладных исследований "МФТИ-Сбербанк", - проинформировал Андрей Райгородский.

Говоря о наличии подобного программе онлайн-магистратуры "Цифровая экономика" МФТИ и РАНХиГС образования на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, корреспонденту ComNews рассказали об имеющей место на направлении "Менеджмент" данного факультета программе подготовки менеджеров для цифровой экономики. "МГУ имени М.В. Ломоносова уже на протяжении 263 лет готовит первоклассных специалистов для всех областей экономики, а сегодня, в эпоху цифровизации, экономический факультет первым предлагает полноценную четырехлетнюю программу бакалавриата по подготовке управленцев для цифровой экономики", - заявили на экономическом факультете МГУ.

Работа над программой, как рассказали в МГУ, началась осенью 2017 г., по решению ученого совета экономического факультета, в рамках которого были одобрены основные подходы трансформации направления "Менеджмент", реализуемой при поддержке Экспертного совета работодателей - компаний-партнеров из сферы цифровой экономики (SAP, MTC, "Крок", Mail.Ru, Phillips и многие другие). 

"Совместно с представителями экспертного совета в данный момент разрабатывается новый учебный план для студентов будущего года набора, совмещающий в себе следующее: базовые дисциплины - классическое экономико-управленческое образование, включающее новые дисциплины "Цифровая среда бизнеса", "Цифровая трансформация отраслевых рынков", "Мировая экономика в условиях развития цифровых технологий", "Архитектура цифрового предприятия", "Анализ данных". Также в составе плана треки - дисциплины по выбору: цифровой маркетинг (маркетинг-менеджмент в цифровой экономике), цифровые таланты (HR-менеджмент в цифровой экономике), цифровые финансы (менеджмент финансов в цифровой экономике) и цифровые стратегии (стратегии развития компании в цифровой экономике) - ключевые управленческие функции в цифровой среде. Помимо того, план включает в себя практики, предусматривающие активное взаимодействие с компаниями-партнерами, реализуемое при поддержке учебно-научной лаборатории "Проект МАХ", а также факультативы - дополнительные дисциплины, развивающие тематику треков", - проинформировали на экономическом факультете МГУ, добавив, что первый набор студентов на данную программу будет осуществлен с 1 сентября 2018 г.

В вузе также обратили внимание, что интеграция в образовательный процесс лидеров цифровой экономики позволит постоянно поддерживать высокую актуальность и гибкость учебного плана, уникальность которого заключается в методиках совместной с компаниями работы, которые отрабатывались в течение последних четырех лет в рамках проекта МАХ. "Все эти годы, в дополнение к классическим оценкам, используются результаты ассессментов, которые ежегодно проводятся совместно с внешними экспертами - HR-менеджерами компаний-партнеров (в ассессментах 2017 г. приняли участие представители компаний "Ланит", OCS Distribution, MARS, Adidas, Microsoft, Ancor и др.)", - сообщили на экономическом факультете МГУ.

На факультете также добавили: "В программе подготовки менеджеров для цифровой экономики мы поставили перед собой амбициозную цель: чтобы поступившие к нам в новом учебном году студенты уже к третьему курсу были востребованы на рынке труда и обладали компетенциями, необходимыми для успешной работы в условиях цифровой экономики. Для этого мы интегрировали возможности бизнес-партнеров факультета, научных центров и лабораторий по цифровой и инновационной экономике и классические университетские курсы. Получился новый учебный план, новые подходы к преподаванию, новые возможности для студентов".

Менеджер по связям с общественностью Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Наталья Малявина указала корреспонденту ComNews на то, что в МТУСИ все учебные программы, как и сам университет, ориентированы на "цифровую экономику". "По своему предназначению МТУСИ готовит кадры для цифровой экономики", - заметила Наталья Малявина.

Цифровая экономика, как обратила внимание Наталья Малявина, это очень объемное понятие, включающее широкий спектр в том числе образовательных дисциплин. "В нашем университете преподаются как базовые, так и специализированные дисциплины, напрямую относящиеся к цифровой экономике - например "Основы мехатроники и робототехники", "Киберфизические системы и Интернет вещей", "Технологии компьютерного зрения в технических системах", "Архитектура информационных систем", "Технологии баз данных", "Цифровая обработка сигналов", "Компьютерная графика", "Общая теория связи", "Многоканальные цифровые системы передачи и средства их защиты", "Основы криптографии", "Экономика отрасли инфокоммуникаций" и др.", - сообщила Наталья Малявина.

Более того, по ее словам, МТУСИ является членом Совета по профессиональным квалификациям в области телекоммуникаций, почтовой связи и радиотехники, одной из задач которого является формирование новых профессиональных стандартов цифровой экономики, на основании которых разрабатываются федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования и среднего профессионального образования. "В этом году университет вошел в состав технического комитета по стандартизации "Программно-аппаратные средства технологий распределенного реестра и блокчейн", - добавила Наталья Малявина.

Директор мегафакультета трансляционных информационных технологий Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики (ИТМО) Александр Бухановский рассказал корреспонденту СomNews следующее: "У нас нет программ, посвященных цифровой экономике в целом, поскольку Университет ИТМО считает, что понятие "цифровая экономика" является эклектическим и должно быть специализировано для конкретных предметных областей. В связи с этим мы развиваем программы, которые готовят профильных специалистов для различных сфер цифровой экономики".

Так, например, как отметил Александр Бухановский, с 2017 г. в Институте финансовых кибертехнологий Университета ИТМО существует магистерская программа "Финансовые технологии больших данных", ориентированная на сходные задачи, но в применении к финансовой сфере. Набор на нее в этом году составляет 15 бюджетных и 7 внебюджетных мест, стоимость обучения - 219 тыс. руб. в год для граждан РФ, 239 тыс. руб. в год - для иностранных граждан. 

"В 2018 г. на базе Института дизайна и урбанистики Университета ИТМО стартовала программа "Цифровые технологии умного города", которая направлена на подготовку специалистов, занимающихся цифровизацией различных сфер городской жизни. На нее выделено 10 бюджетных и 10 внебюджетных мест. Стоимость обучения - 203 тыс. руб. в год для российских граждан и 223 тыс. руб. в год - для иностранных", - проинформировал Александр Бухановский.

При этом он добавил следующее: "С 2019 г. в Институте трансляционной медицины Университета ИТМО планируется запуск программы, связанной с цифровым здравоохранением. Первый набор также составит 10 бюджетных и 10 внебюджетных мест. Стоимость обучения станет известна позже, но также составит порядка 200 тыс. руб. в год для граждан России и незначительно выше - для иностранцев". 

В АО "Национальный исследовательский институт технологий и связи" корреспонденту ComNews сообщили, что в институте в настоящее время готовится курс по умным городам для Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Ассоциации Интернета вещей (АИВ).

Беседуя с корреспондентом ComNews о запущенной МФТИ и РАНХиГС программе онлайн-магистратуры "Цифровая экономика" и ее последствиях, президент НП "Руссофт" Валентин Макаров заявил: "При обучении чему-либо из области цифровой экономики в большей степени важно личное общение, в том числе то, что происходит не через Сеть. Но еще более важно, чтобы к такому обучению были привлечены непосредственно те, кто занимается цифровой экономикой - чтобы обучение не представляло собой просто набор оторванных от реальности курсов".

При этом Валентин Макаров добавил, что как таковая потребность в обучении кадров по направлению цифровой экономики имеет место. Поэтому, по его словам, люди, которые заинтересованы в реальной конкуренции на рынке, будут проходить данное обучение, а компании, желающие в полном смысле конкурировать, будут направлять на него своих сотрудников. Но при этом, по мнению Валентина Макарова, есть риск, что после выпуска по программе МФТИ и РАНХиГС люди будут по-прежнему недостаточно эффективны для компаний или выходить "в никуда" - в том случае, если ее курсы будут зачитываться формально и, как результат, ее выпускники будут недостаточно компетентными в области цифровой экономики. "Соответственно, тогда и данная программа закончит свое существование", - указал Валентин Макаров.

Директор АИВ и Национальной ассоциации промышленного Интернета (НАПИ) Андрей Колесников в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что кадров по цифровой экономике в России сегодня нет - имеет место не проблема дообучения таких кадров, а именно их отсутствия. "Для цифровой экономики должна быть цифровая программа обучения. Поэтому онлайн-магистратура МФТИ и РАНХиГС - это прекрасная история, и необходимо, чтобы таких было как можно больше. Данная магистратура будет востребована среди тех, кто занимается цифровой экономикой - по той простой причине, что госпрограмма "Цифровая экономика" сегодня направлена на тех, кто в данной области пока не работал", - заявил Андрей Колесников. При этом он заметил, что запущенная магистратура должна готовить людей под конкретные задачи, то есть в непосредственной связи с теми, кому эти кадры нужны, - заводами, компаниями, фирмами, холдингами, госструктурами.   

"АИВ тоже сегодня ведет работу в данном направлении: являясь победителем президентского гранта, ассоциация работает над программой "Лидеры цифровой экономики", предусматривающей серию лекций", - добавил Андрей Колесников. По его словам, данная программа будет бесплатной, доступной для всех желающих и иметь онлайн-формат - обучать при помощи соответствующих видеороликов. В качестве лекторов программы будут выступать представители науки, бизнеса, госструктур, в частности члены АИВ. "Помимо этого, в планах ассоциации - чтение лекций этой программы в регионах", - указал Андрей Колесников.