© ComNews
18.07.2018

Национальный доклад об инновациях в России в 2017 году представило АО "Российская венчурная компания" (РВК) совместно с Минэкономразвития России и Экспертным советом при Правительстве РФ. Как заявляет РВК, доклад станет аналитической базой для разработки стратегии развития венчурного рынка и рынка прямых инвестиций РФ, проект которой должен быть представлен компанией в Правительство до конца 2018 г.

Как рассказали в пресс-службе РВК, стратегия станет первым в России комплексным документом государственного планирования, в котором будет зафиксирован прикладной набор шагов по повышению привлекательности венчурной отрасли для инвесторов. Разработку стратегии курирует Совет венчурного рынка при РВК, в обсуждении также участвует широкий круг экспертов, представителей профильных органов власти, регулятора и институтов развития. Первый вариант стратегии будет представлен в Минэкономразвития осенью. Финальный документ должен быть утвержден распоряжением Правительства РФ.

Напомним, что национальный доклад об инновациях ежегодно дает оценку текущего состояния российской инновационной экосистемы, а также определяет основные направления корректировки федеральной инновационной политики. Представленный в этом году РВК совместно с Минэкономразвития и Экспертным советом при Правительстве РФ доклад является третьим по счету национальным докладом об инновациях.

В основу документа, как проинформировали в пресс-службе РВК, легли результаты широкого экспертного обсуждения состояния национальной венчурной индустрии, а также результаты комплексного социологического исследования, в котором приняли участие более 200 респондентов, работающих в инновационной сфере: инвесторы, технологические предприниматели, представители федеральных органов власти. Выводы о развитии инноваций в России авторы доклада делают на основе дэшборда - "панели управления" (англ., dashboard). В дэшборде проанализирована динамика 108 показателей, характеризующих изменения в инновационном развитии России по сравнению со странами-бенчмарками.

Как отмечается в докладе, невысокий уровень коммерциализации научных разработок - одно из ключевых ограничений инновационного развития России. Выращивание новых успешных команд технологических предпринимателей и формирование устойчивого финансирования этой деятельности, в том числе через венчурные инструменты, является необходимым условием развития инноваций в стране.

В то же время в докладе говорится, что за последние годы России удалось значительно улучшить свои позиции в ведущих международных рейтингах инновационной активности. Так, позиции страны существенно укрепились в рейтинге глобальной конкурентоспособности Global Competitiveness Index: Россия поднялась с 63 в 2010 г. до 38 места в 2017 г., рост показателя за год составил +5 позиций. За прошедшие восемь лет Россия прибавила 19 позиций в рейтинге развития инноваций Global Innovation Index, где по итогам 2017 г. заняла 45 место. А в рейтинге Doing Business Россия только за прошедший год поднялась на 16 позиций – до 35 места.

Детальный анализ дэшборда, как указали в пресс-службе РВК, позволяет отследить изменение положения России по трем группам индикаторов инновационной деятельности по итогам 2017 г. Первая – это индикаторы условий для развития инноваций (человеческий капитал, инфраструктура, зрелость отраслей, институты и ценности): продвижение России к странам-лидерам по 22 показателям из 62. Вторая - ресурсное обеспечение инноваций (финансовое и материальное обеспечение, спрос и предложение технологий, кооперация науки и бизнеса, инновационная активность, роль государства): продвижение России к странам-лидерам по 7 показателям из 15. Третья - результативность инноваций (научные публикации, патентные заявки, технологии, инвестиции, выпуск инновационной продукции): сохранение статус-кво России по сравнению с другими странами.

Обсуждение динамики показателей дэшборда с экспертным сообществом, как заявили в пресс-службе РВК, позволило сделать несколько выводов, объясняющих особенности национального инновационного развития. "Во-первых, опыт создания и внедрения рыночных инноваций в России ограничивается 20-25 годами. В странах-лидерах накопление институциональных практик инновационной деятельности и создание эффективной инновационной экосистемы заняло существенно более продолжительное время. Участники в целом с оптимизмом смотрят на перспективы инновационной деятельности и отмечают необходимость сохранения системной работы по развитию инноваций, выращиванию новых команд. Во-вторых, государственная политика стимулирования инноваций в России долгое время сохранялась в формате многополярной деятельности. Масштабные программы поддержки инноваций в промышленности, создание инновационных кластеров и экосистемы, поддержка прикладных исследований в вузовской и академической системах проводились во многом независимо: разными ведомствами, через разные государственные программы.В связи с этим инструменты государственной инновационной политики пока не сложились в полноценный и сбалансированный портфель (PolicyMix)", - значится в докладе.

Третий вывод доклада заключается в том, что эксперты отмечают дефицит системных мер по стимулированию коммерциализации инноваций. Несмотря на позитивные сдвиги в структуре ресурсов, результирующие показатели коммерциализации – такие как доля экспорта технологий и доля венчурных инвестиций в ВВП, средний чек венчурной сделки – растут крайне скромными темпами. Согласно выводам доклада, именно этот блок инновационной экосистемы сегодня требует максимального сосредоточения усилий со стороны государства", - говорится в докладе.

Помимо того, в нем указывается, что в рамках продвижения коммерциализации одной из ключевых задач инновационной политики становится развитие в России зрелого венчурного рынка. Всесторонний анализ текущего состояния российской венчурной индустрии, а также определение системы мер для ее перехода в перспективе 5-7 лет к стадии зрелости стали центральной частью доклада.

"Венчурный рынок обеспечивает инвестиции в технологические компании с высоким потенциалом и перспективами роста, к которым не могут эффективно применяться традиционные методики оценки стоимости рисков, используемые банковским сектором и классическими инвесторами. В рамках обновленной стратегии миссией РВК является формирование в стране зрелой венчурной индустрии. Возможные сценарии решения этой задачи раскрыты в Национальном докладе об инновациях", – прокомментировал генеральный директор РВК Александр Повалко.

Как отмечается в докладе, по оценкам экспертов, инструменты российского венчурного рынка пока не заняли значимой доли в портфелях частных инвесторов. "После рецессии 2014 г. рынок стабилизировался на низких отметках: объем венчурных сделок в среднем колебался на уровне 120 $млн, средний размер сделки составил $0,8 млн. Объем венчурного рынка в России по-прежнему несопоставим с показателями стран-лидеров: он составляет около 0,01% от ВВП, что примерно соответствует уровню таких стран, как Словакия и Испания, и в три раза уступает развитым западноевропейским странам – Германии и Франции", - сообщается в докладе.

Выводы доклада говорят о том, одним из ключевых препятствий для развития национального венчурного рынка, по мнению инвесторов, является ограниченное число проектов, привлекательных для инвестирования. "Респонденты отмечают, что поток проектов за последние годы в целом стабилизировался, но указывают на снижение их качества. Серьезной проблемой индустрии является дефицит у предпринимателей и их команд бизнес-компетенций, который не позволяет реализовать коммерческий потенциал полученных научных результатов. В связи с этим инвесторы указывают на важность реализации программ по технологическому предпринимательству для выращивания в России профессиональных стартап-команд", - информируют авторы доклада.

Барьером для развития технологического предпринимательства, как добавляется в докладе, также выступает относительная малочисленность группы населения, готовой к принятию на себя предпринимательских рисков в технологической сфере. "Исследования показывают, что в части формирования стартапов в основном активна молодежь в возрасте до 35 лет. В связи с проявлением в ближайшее десятилетие последствий демографических процессов 1990-х годов–сокращением более чем на 35% численности молодежи в возрасте 25–34 лет–прогнозируется существенное снижение численности потенциальных предпринимателей. Для сохранения инновационного потенциала страны необходимы дополнительные действенные меры по стимулированию техпредпринимательства среди всех групп населения", - заявляют авторы исследования.

Сдерживающим фактором для развития венчурного рынка, как говорится в докладе, остаются ограниченные возможности для выходов из инвестиций. Об отсутствии выходов как об "острой проблеме" рынка говорит 37% респондентов. В условиях ограниченной ликвидности венчурных активов лишь очень небольшое количество инвесторов остается на российском рынке. "Среди ключевых препятствий для выходов в России участники, как правило, называют три. С одной стороны – это отсутствие необходимых инструментов поддержки роста стартапов и их уход за рубеж после прохождения ранних стадий, где такие инструменты доступны. С другой стороны – это низкая активность стратегических инвесторов, на которых за рубежом приходится очень существенная доля выходов из венчурных инвестиций. Наконец, упоминается институциональная проблема – отсутствие наработанной отечественной практики правоприменения и определенных особенностей нормативного регулирования различных аспектов венчурного бизнеса", - сообщается в докладе.

При этом в нем указывается, что участники рынка также констатируют особенности государственных институтов развития, которые могут ограничивать рост венчурной индустрии. "К ним относят традиционное неприятие государством риска, чрезмерное регулирование и избыточную отчетность. Эти факторы дестимулируют развитие бизнеса: ответственность за расходование государственных средств слишком высока, что снижает заинтересованность игроков в их привлечении. Респонденты также отмечают, что различные институты развития в последние годы начали конкурировать за инвестирование в стартапы. Это может привести к снижению качества инвестиций, повышению их рисковости. Кроме того, участники рынка выделяют низкий уровень отраслевой специализации фондов с государственным участием, вследствие чего у них не всегда хватает экспертных ресурсов, чтобы адекватно оценить потенциал предлагаемого проекта. Ключевой запрос к государству со стороны венчурного сообщества – системная поддержка различных форм частных инвестиционных инициатив, стимулирование предпринимательства и формирование благоприятных условий для ведения бизнеса", - значится в докладе.

Вместе с тем, в нем обращается внимание на то, что сообщество участников венчурного рынка сформировало позитивные ожидания в отношении перспектив развития этого рынка в ближайшие годы. "Они ожидают увеличения числа российских стартапов и профессионализацию соответствующего сообщества. Эту тенденцию поддержало 52% инвесторов и 38% предпринимателей. Вместе с тем, и инвесторы, и стартапы прогнозируют сложности с привлечением иностранного капитала: ухудшение ситуации по этому направлению ожидают более трети респондентов. Рост объема венчурных инвестиций, по мнению участников рынка, будет в целом сопоставим по темпам с ростом экономики. При этом игроки ожидают рост доходности венчурных инвестиций, который будет наиболее заметен в таких отраслях, как фармацевтика, биотехнологии, медицинские сервисы, программное обеспечение, здравоохранение. Ожидается увеличение объема инвестиций из государственных источников, однако участники рынка отмечают, что принципиально важен приток государственных денег на более поздних стадиях венчурного инвестирования", - рассказывается в докладе.

Исходя из выявленных "узких места" и барьеров в докладе предложены конкретные меры, которые позволят преодолеть ограничения развития венчурного рынка в среднесрочной перспективе, увеличить предложения капитала, расширить портфель качественных проектов и в целом улучшить инвестиционный климат. При подготовке данных предложений доклада, как сообщили в пресс-службе РВК, были использованы результаты опроса участников венчурного рынка, федеральных органов исполнительной власти, институтов развития, университетов, экспертных организаций в декабре 2017 г., а также предложения Совета венчурного рынка и результаты экспертных обсуждений.

Одно из предложений доклада - для увеличения предложения капитала и повышения роли крупных корпораций как участников венчурного рынка обеспечить мотивацию руководства государственных корпораций и компаний с государственным участием к инновационной деятельности ("эффективный контракт"), внедрить в инвестиционную практику компаний с госучастием инструменты M&A с долей высокотехнологичных компаний. В свою очередь, для обеспечения "длинных" денег докладом рекомендуется внедрить новые инструменты финансирования организаций сферы науки и технологий, рассчитанные на долгосрочную перспективу ("длинные" гранты на 5–7 лет, целевые субсидии и др.), а также снять ограничения по возможности привлечения в отрасль денежных средств пенсионных фондов, страховых компаний и банков (в том числе за счет вхождения в капитал венчурных фондов). В то же время, для развития механизмов выходов и уменьшения стадийных диспропорций предлагается сформировать инфраструктуру поддержки технологических стартапов на стадиях pre-IPO и фондов венчурного кредитования, в том числе с вовлечением в эту деятельность государственных банков.

Помимо того, для обеспечения баланса государственного и частного капитала докладом рекомендуется предусмотреть налоговые льготы для акселераторов и бизнес-ангелов, а также льготы и преференции для бизнеса при условии инициативного финансирования научно-технологических проектов. Также документ предлагает повысить привлекательность венчурных инвестиций для населения за счет установления внятных норм об ответственности и гарантий управляющих за результаты инвестиций. Для расширения предложения проектов, согласно тому, что предлагает доклад, необходимо широкомасштабное обучение выпускников вузов и начинающих бизнесменов технологическому предпринимательству, создание акселераторов в партнерстве с участниками венчурной отрасли, разработка дифференцированных акселерационных программ для проектов разных типов, развитие предакселерационных мероприятий. Для стимулирования спроса на капитал доклад предлагает допуск предприятий к интеллектуальной собственности, созданной за бюджетный счет в военной сфере и не представляющей государственную тайну, вне рамок гособоронзаказа. Кроме того, предлагается сформировать систему вознаграждений авторов за создание "служебных изобретений", а также развивать межотраслевой трансфер технологий.

Также одно из предложений доклада гласит о том, что с целью развития трансфера технологий следует упростить визовый режим для иностранных инвесторов и квалифицированных специалистов, привлечь в Россию ведущие международные инжиниринговые компании, развить в стране институт техноброкерства и сформировать инфраструктуру для эффективного трансфера технологий и коммерциализации прикладных исследований (прообраз — институты Общества Фраунхофера, Германия). Для совершенствования инновационной среды доклад рекомендует развивать нормативную базу венчурного рынка, в том числе прорабатывать новые механизмы финансирования по примеру других правовых систем (например, закрепление понятий "конвертируемый заем", "классы акций" и др.), создавать реальные и качественные темплейты для венчурных сделок, закрепить правовой статус новых инвестиционных инструментов (например, краудфандинговых платформ).

В докладе также предлагается создание "регуляторных песочниц" для апробирования нормативно-правового регулирования новых рынков, запуск специализированных третейских судов для рассмотрения корпоративных и венчурных споров, внесение изменений в налоговое законодательство в части налога на прибыль организаций, занимающихся венчурной деятельностью. Для повышения прозрачности деловой среды рекомендуется гармонизация методик оценки сделок и стимулирование участников рынка к раскрытию информации, в том числе через систему сертификации управляющих компаний венчурных фондов, претендующих на средства НПФ.

Помимо прочего, в качестве институциональных мер стимулирования спроса доклад рекомендует принятие новых стандартов и технических регламентов, способствующих росту спроса на инновации, совершенствование системы госзакупок, в том числе применение механизма реальных опционов при взаимодействии государства и разработчиков инновационных решений. Развитию новых рынков для инноваций, по мнению авторов доклада, будут способствовать разработка программы поддержки креативных индустрий; стимулирование пользовательских инноваций, в том числе в формате тестового запуска "живых лабораторий" в отдельных городах; разработка и внедрение механизмов поддержки инноваций в сфере государственных услуг (транспорта, здравоохранения, образования и др.).

Говоря с корреспондентом ComNews, аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев заметил следующее: "Собственно, основные проблемы, препятствующие развитию в России технологического предпринимательства, венчурных инвестиций и рынка инноваций детально перечислены в самом докладе о венчурных инвестициях в России. Повторять тезисы доклада не хочется, тем более, что слабые места, в кои-то веки, не пытались как-то ретушировать, а указали на них предельно ясно. Если же коротко, резюмируя, то главная проблема – отсутствие инвестиций. Зарубежные деньги к нам практически не приходят по двум причинам – это влияние западных санкций, в принципе отсекающее возможность инвестирования в высокотехнологичные проекты в России, и слабая заинтересованность иностранных инвесторов. Вторую причину можно разбить на две подпричины: во-первых, у нас в стране очень низкий уровень бизнес-климата, вызванный слабой правовой защищенностью капитала, произволом чиновников и силовиков, отсутствием прозрачной конкурентной среды и чрезвычайной зарегулированностью как бизнеса в целом, так и рынка венчурных инвестиций в частности. Во-вторых, и это было упомянуто в докладе, в России отсутствует четкий и безупречно работающий механизм выхода из венчурных проектов, что так же отпугивает инвесторов (и не только зарубежных, но и отечественных)".

Отдельная тема, по словам Алексея Коренева - низкий уровень компетенции у значительной части тех, кто организует и реализует венчурные проекты, что делает риски инвестирования в них слишком высокими. Приведенные в докладе рекомендации, по мнению эксперта, в целом отражают характер проблем и могли бы в иной ситуации послужить руководством к действию, способным принести практические результаты в обозримом будущем. "Но, увы, до тех пор, пока в стране бизнес-климат остается на крайне низком уровне, а доля государства в ВВП превышает 70%, даже такие рекомендации, четко изложенные и грамотно сформулированные, могут остаться просто декларациями о намерениях, так как практическая их реализация неизбежно будет буксовать на неподготовленной для эффективного и весьма чувствительного к внешним факторам бизнеса почве", - заметил Алексей Коренев.

По мнению аналитика ИК "Фридом Финанс" Анастасии Сосновой, одна из проблем развития технологического предпринимательства в России – отсутствие конечного спроса на инновации. "Несмотря на быстрый рост, могут возникнуть трудности с продажей доли в компании в дальнейшем. Российские технологические компании, достигшие определенной стадии развития, малоинтересны отечественным инвесторам в силу внутренне сложившейся ситуации в экономике, а иностранным из-за геополитических рисков тем более", - пояснила Анастасия Соснова.