Анна Афанасьева
19.07.2018

Телеканал "Матч ТВ" и Российская футбольная премьер-лига (РФПЛ) после нескольких месяцев переговоров заключили новый четырехлетний контракт на показ матчей лиги. По данным "Ъ", канал может заплатить за него 1,7 млрд руб. в год. Заявка Агентства спортивного маркетинга (АСМ) проиграла, несмотря на поддержку заинтересованного в показе отдельных матчей "Первого канала".

Телеканал "Матч ТВ" (входит в "Газпром-медиа") и РФПЛ заключили новый контракт на показ матчей чемпионата России по футболу, сообщил канал. Соглашение рассчитано на четыре сезона, его детали и условия вещания будут объявлены 24 июля на презентации сезона-2018/19. Сам сезон стартует 28 июля, когда "Матч ТВ" покажет в прямом эфире игры "Спартак"—"Оренбург" и "Рубин"—"Краснодар". Пресс-секретарь РФПЛ Сергей Алексеев и представитель "Матч ТВ" Леван Матуа отказались от комментариев о деталях соглашения.

Прошлый контракт структур "Газпром-медиа" с РФПЛ был заключен в 2015 году на три сезона и предполагал ежегодные выплаты лиге 1,98 млрд руб., включая производство сигнала. Решение по телепартнеру на следующие сезоны принималось непросто, стороны торговались несколько месяцев: РФПЛ рассчитывала увеличить доход от продажи прав, но "Матч ТВ", который в 2017 году показал убыток 1,7 млрд руб., не готов был платить больше.

Переговоры с РФПЛ инициировало также ООО АСМ, которым руководит Михаил Гершкович-младший, экс-гендиректор "Лиги-ТВ", обеспечивавшей трансляции РФПЛ до сентября 2015 года. Его заявку поддержал пул потенциальных инвесторов, включая совладельца Dentsu Aegis Network Russia Олега Полякова, а также Сбербанк и Альфа-банк, готовых участвовать кредитами и банковской гарантией, следует из письма АСМ в РФПЛ. Предложение компании подразумевало и участие "Первого канала", который проявил интерес к футболу после успеха российской сборной на ЧМ-2018, рассказывали собеседники "Ъ" в медиакомпаниях. Вещатель готов был гарантировать трансляцию одного матча в туре в течение трех лет, сказано в совместном предложении канала и АСМ в РФПЛ от 9 июля (копия есть у "Ъ"). АСМ предлагал 1,7 млрд руб. в год на пять лет и обязывался 500 млн руб. в год тратить на производство сигнала и канала "Наш футбол", а также делиться половиной дохода от канала, если его годовая выручка превысит 3 млрд руб. Представитель "Первого канала" отказался от комментариев; ранее сотрудник канала подтверждал, что "Первый" хочет показывать главный матч тура.

Финальное предложение "Матч ТВ" предполагало плату тех же 1,7 млрд руб. в год, а также 250 млн руб. в год на производство трансляций, сообщил источник "Ъ", знакомый с ходом тендера. За это "Матч ТВ" предполагал получить медиаправа РФПЛ в России, показ двух игр в туре на "Матч ТВ" и значительную часть коммерческого инвентаря (продажа рекламы на стадионе, титулов и пр.), который прежде реализовывали сама РФПЛ и клубы. РФПЛ таким образом может остаться только с одним спонсором — букмекерской конторой "Лига ставок" (источники "Ъ" ранее оценивали контракт с ней в 500 млн руб. за сезон).

"Я очень разочарован решением РФПЛ и отвратительной организацией процесса продажи прав, отсутствием прямого диалога. Нежелание РФПЛ рассматривать любое другое решение, отличное от продолжения сотрудничества с "Газпром-медиа", независимо от поддержки нашего предложения "Первым каналом", сделали нашу задачу невозможной",— заявил "Ъ" Михаил Гершкович. Он считает, что предыдущие соглашения РФПЛ с "НТВ плюс" и "Матч ТВ" "не принесли лиге развития", так как "стоимость прав на внутреннем рынке остается неизменной — в районе $30 млн в год на протяжении многих лет".

Вероятность передачи контракта АСМ изначально была невелика, считают собеседники "Ъ" на медиарынке. "Крупный спонсор отечественного футбола — "Газпром". Вероятность того, что "Газпром-медиа" потеряет контроль над правами, была очень низкая, даже если "Первый канал" участвовал в тендере",— рассуждает один из них.