© ComNews
25.07.2018

X5 Retail Group начала пилотирование технологии Self scan в торговой сети "Перекресток". Данная технология делает возможной совершить покупку, сканируя штрих-код товара с помощью сканера, а затем - QR-код электронной корзины на экране кассы самообслуживания. Как заявляют в компании, решение позволит оптимизировать работу кассовой линии и сократить очереди. Кроме этого, использование технологии Self scan позволит делать покупателю различные предложения в момент совершения им покупок, что может способствовать росту среднего чека в среднем на 10%.

Как рассказали в пресс-службе X5 Retail Group, компания первая в формате "супермаркет" приступила к пилотированию технологии Self scan в России - в торговой сети "Перекресток". Проект компании стартовал в одной из точек сети - супермаркете, расположенном по адресу: ул. Олимпийская Деревня, д.3, корп.1 (ТРЦ "Фестиваль"). По словам директора по стратегическим проектам торговой сети "Перекресток" Ивана Мельника, до конца лета еще пять московских супермаркетов будут оборудованы технологией самостоятельного совершения покупок в двух форматах. На первом этапе пилота самостоятельное сканирование покупки будет возможно с помощью портативного сканера. Со временем покупки можно будет совершать как с помощью специального сканера, так и с помощью персонального мобильного телефона с установленным на нем приложением, которое сейчас находится в разработке.

"В случае подтверждения эффективности пилота будет принято решение о масштабировании проекта на еще 90 супермаркетов с высоким трафиком", - отметил Иван Мельник.

Воспользоваться сервисом с применением технологии Selfscan, как пояснили в пресс-службе X5 Retail Group, могут покупатели - участники программы лояльности "Клуб Перекресток". Чтобы приступить к покупке такому посетителю супермаркета необходимо в зоне "Сканеры для самостоятельных покупок" отсканировать физическую или виртуальную карту "Клуба Перекресток", после чего на  автоматизированной стойке выдачи терминалов будет назначен сканер. Для совершения покупки необходимо отсканировать штрих-код товара с помощью сканера. Весовой товар должен быть взвешен, после чего необходимо отсканировать напечатанный штрих-код. Алкоголь и табак сканируется в зоне касс самостоятельных покупок.

По мере сканирования, как далее рассказали в пресс-службе X5 Retail Group, товары добавляются в "электронную корзину", которая отображается на экране сканера. На экране сканера отображается также общая сумма покупок, артикулы и наименования товаров, стоимость каждой позиции и наличие скидки, что позволит покупателю контролировать сумму будущего чека в процессе совершения покупки. Из списка покупок можно удалить любой товар. Для этого в общем списке покупок необходимо выбрать товар и в его карточке нажать кнопку "удалить".

Для оплаты покупки, для чего можно использовать банковские карты и наличные, как указали в пресс-службе X5 Retail Group, необходимо пройти в зону касс самостоятельных покупок и отсканировать QR-код на экране кассы. Совершить покупку, в составе которой есть алкоголь или табак, снять защитные метки с товара или отсканировать товар, у которого ранее не был считан штрих-код, поможет ассистент супермаркета.

Поставщиком программного и аппаратного обеспечения для Self scan в "Перекрестке", как проинформировали в пресс-службе X5 Retail Group, является NCR - мировая компания, занимающаяся поставкой оборудования для совершения покупок. Технология Self scan от NCR внедрена в ИТ-системы и бизнес-процесс компании силами внутренней команды IT-специалистов X5 и консультантов NCR. Торговые сети X5 в постоянном режиме сотрудничают с консультантами NCR, поэтому процесс интеграции новых разработок уже хорошо отлажен. Например, по такому же принципу был запущен пилот с "говорящими" кассами самообслуживания в "Пятерочке". 

Как заявили в X5 Retail Group, решение с использованием технологии Self scan позволит оптимизировать работу кассовой линии и сократить очереди. Кроме этого, данная технология позволит делать покупателю различные предложения в момент совершения им покупок, что может способствовать росту среднего чека в среднем на 10%.

При этом в X5 Retail Group рассчитывают, что в период пилотного тестирования технологией Self scan будут пользоваться порядка 10-30% клиентов. "Это так называемые новаторы - люди, которые интересуются технологиями и хотят быть на пике инноваций. В перспективе соотношение новаторов и последователей в этом проценте может корректироваться по естественным причинам. Традиционные кассы в магазинах на этом этапе развития технологий и отношения к покупкам обязательно останутся", - указали в пресс-службе X5 Retail Group.

Отметив, что Self scan является дополнительным сервисом и новой услугой для клиентов, в компании также заявили следующее: "На первоначальном этапе инвестиции в новое оборудование достаточно велики, но мы рассчитываем, что они смогут принести дополнительную прибыль в среднесрочной перспективе".

Что касается успешности пилота, то она, как сообщили в пресс-службе X5 Retail Group, будет оцениваться по ряду параметров, в том числе с учетом мнения покупателей - пользователей системы. "Если сервис подтвердит свою надежность, удобство для покупателей и масштабируемость, а также будут достигнуты положительные бизнес-показатели - увеличится средний чек, - технология может быть признана успешной и перейти на следующую стадию. Результаты пилота будут использоваться как в торговой сети "Перекресток", так и в "Пятерочке" и "Карусели", - указали в X5 Retail Group.

В розничной сети "Магнит" (АО "Тандер"), говоря с корреспондентом ComNews о ее технологическом развитии, отметили, что уделяют большое внимание улучшению сервиса в магазинах, расширению спектра услуг для покупателей, развитию каналов коммуникации с посетителями. Компания регулярно тестирует и внедряет современные инструменты, позволяющие сделать процесс покупки максимально удобным и интересным. "Магнит" в том числе разрабатывает собственные решения, аналогов которым нет в отрасли.

"С июня компания в числе прочего проводит эксперимент по запуску технологии мобильной покупки. Она подразумевает самостоятельное сканирование товаров покупателями через мобильное приложение и оплату продукции. Это может быть очень удобным сервисом и включать сразу несколько опций для посетителей - получение новых впечатлений и экономию времени. Внедрение технологии может позволить снизить нагрузку на обычные кассы и привлечь новых клиентов", - рассказали в розничной сети "Магнит".

Начальник управления департамента по работе с финансовыми организациями ООО "Техносерв" Александр Лишневский, беседуя с корреспондентом ComNews о применении технологии Self scan, заметил следующее: "Как показывает практика больших гипермаркетов, где подобная система давно и успешно эксплуатируется, общая экономия может составлять от 10% до 15%. Это возможно благодаря сокращению очередей, уменьшению затрат на персонал и повышению пропускной способности. В России подобные Self scan системы активно используют гипермаркеты - "Ашан", Spar и др. В ближайшие два-три года, вероятнее всего, все крупные сети гипер- и супермаркетов частично перейдут на самообслуживание. Высокий спрос на подобные решения обусловлен возможностью предлагать клиенту товары в режиме онлайн, что может увеличить средний чек на 10%".

По мнению аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, используя технологию Self scan, ретейлер, во-первых, выигрывает по скорости обслуживания покупателей, так как сканирование товара производится не на кассе, как в традиционных супермаркетах, а самостоятельно покупателем еще на стадии выбора товара. "В итоге посетитель магазина в конце процесса отбора и покупки товара самостоятельно оплачивает уже отсканированный и внесенный в "корзину" покупок товар", - указал Алексей Коренев.

Во-вторых, как далее отметил эксперт, не требуется содержать значительный штат кассиров, что также дает прямую выгоду магазину. В-третьих, по подсчетам экспертов, за счет того, что в процессе отбора товаров покупателю может предлагаться какой-то дополнительный товар из числа сопутствующих уже купленному или исходя из проанализированных покупательских предпочтений, средний чек покупки увеличивается не менее чем на 10%.

Что касается перспектив данного сервиса, по словам  Алексея Коренева, они однозначно позитивные. "Это технологии будущего, которые так или иначе приходят и будут приходить в нашу жизнь. В силу специфики самого механизма покупок через Self scan распространения на 100% ретейла данный сервис не получит, но значительную долю розницы со временем наверняка покроет", - обозначил Алексей Коренев.

Как отметил аналитик ИК "Фридом Финанс" Валерий Безуглов, система Self scan успешно применяется в Китае, поэтому неудивительно, что она заинтересовала российского ретейлера. "По данным китайских компаний, она наиболее эффективна в часы пик. Однако не стоит ждать реакции в краткосрочной перспективе. Согласно пресс-релизу компании по итогам II квартала 2018 г., "Перекресток" имеет 13,2 тыс. магазинов, из которых супермаркетов "Перекресток" - только 691 штука.

При этом, как указал Валерий Безуглов, если пилотные запуски продемонстрируют эффективность - в планах компании оснастить системой Self scan до 100 магазинов с наибольшим трафиком. "По данным менеджмента, использование технологии Self scan позволит делать покупателю различные предложения в момент совершения им покупок, что может способствовать росту среднего чека в среднем на 10%. Однако с учетом масштабов сети это не окажет существенного влияния в 2018 г. Кроме того, падение инфляции негативно для показателя среднего чека. Таким образом, на текущий момент планы менеджмента выглядят слишком оптимистично. Тем не менее если система зарекомендует себя, не исключено, что она будет интересна для других сетей, но планов модернизации стоит ожидать не ранее 2019 г.", - заявил Валерий Безуглов.