© ComNews
09.08.2018

Несмотря на повышенное внимание к теме криптовалют, какое-то представление о криптовалютах имеют менее половины россиян - 44%. При этом большая часть опрошенных исследовательским холдингом Romir – 56% - заявили, что не знают, что это такое. К таким результатам пришли специалисты холдинга, проведя исследования на значимости криптовалюты для россиян.  

Как рассказали в пресс-службе Romir, в опросе, репрезентирующем интерес всего населения страны к криптовалюте, приняли участие 1,5 тыс.человек в возрасте от 18 и старше, проживающих во всех типах населенных пунктов во всех федеральных округах. Выборка опроса репрезентирует взрослое население России. При этом в пресс-службе холдинга отметили, что данный опрос уникален, так как это первый случай, когда в такого рода исследовании участвовали респонденты из разных возрастных групп и с разным уровнем доходов из всех федеральных округов.

Результаты опроса Romir также показали, что 31% респондентов примерно представляют, что такое криптовалюты, но точного и ясного понимания у них нет. Этот ответ чаще давали участники опроса из группы с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на члена семьи) - 38%. При этом любопытно, что в группе с высокими доходами (от 25 тыс. рублей и выше на члена семьи) доля тех, кто имеет представление о криптовалюте, оказалась даже ниже среднестатистического показателя – 26%.

Вместе с тем, как показал опрос, только 13% респондентов хорошо знают и понимают принципы работы криптовалют. В основном, это молодые люди – в группе от 18 до 24 лет доля составила 27%, в группе 25-31 лет – 21%. Причем среди тех, кто хорошо осведомлён о цифровых деньгах, мужчин оказалось в 2 раза больше, чем женщин – 18% против 9%.

Помимо того, как свидетельствуют результаты опроса, из тех, кто представляет себе - точно или примерно - что такое цифровые деньги, 87% приобретать их не планируют. Вложиться не прочь лишь 11%. О том, что криптовалюта у них есть, в рамках опроса заявили только 2% респондентов. "С учётом пропорций, можно сказать, что число её обладателей находится в пределах статпогрешности", - указывают авторы опроса.

Кроме того, в рамках опроса, несмотря на всё разнообразие видов криптовалют, респонденты заявили, что вкладывались, в основном, лишь в две – Bitcoin и Ethereum, причём Bitcoin выбирали в пять раз чаще. Три четверти – 76% - тех, кто приобретал криптовалюту, подтвердили, что покупали её с целью заработка. При этом более половины из них отметили, что достигли поставленных финансовых целей, тогда как 24% заявили, что помимо стремления заработать, ими двигало желание следовать моде, а 16% отметили, что приобрели цифровые деньги, так как собираются оплачивать ими товары и услуги. Помимо того, 15% сообщили, что вложились в криптовалюту из-за повышенного внимания к теме СМИ и рекламы.

"Исследование наглядно продемонстрировало, что каким-то значимым финансовым инструментом криптовалюты пока не стали. Более того, российское общество, ранее не раз обжигавшееся на различных схемах быстрого обогащения, демонстрирует в данном случае здоровый скептицизм", - указал президент Romir Андрей Милёхин.

Комментируя результаты проведенного опроса Romir, генеральный директор Digital Finance Виталий Цигулев отметил, что его оценки совпадают с результатами исследования.  "Они вполне закономерны", - указал Виталий Цигулев.

При этом, по его словам, понимание менее, чем половиной россиян того, что собой представляют криптовалюты, несмотря на их широкое освещение в СМИ возможно связано с тем, что криптовалюты максимально широко освещаются в деловых и отраслевых изданиях. А эти издания читают не все россияне. "К слову, еще год назад о криптовалютах по данным НАФИ знали только 28% россиян. Так что новый результат не так уж и плох, осведомленность россиян довольно быстро растет", - заметил Виталий Цигулев.

Он также добавил, что в настоящее время информационный поток, связанный с криптовалютой уменьшился, но незначительно. "Я могу объяснить это информационной насыщенностью. Всем стало понятно, что криптовалюты на данной стадии своего развития очень волатильны и это уже не так сильно удивляет интересующихся. Когда технология только появилась и начала развиваться, она стала привлекать внимание людей. Но многие понятия требовали разъяснения, а информации не хватало. Это побудило журналистов вникнуть в тему и дать читателям то, чего они хотели. Писать о криптовалюте и блокчейне в одно мгновение стали очень многие СМИ. Некоторые интернет-издания и вовсе перепрофилировались под эту тему. Сейчас базовой информации уже достаточно, основное место в потоке занимают новости", - заявил Виталий Цигулев.

Помимо того, по его мнению, то, что большая часть людей, осведомленных о криптовалюте, не собирается ее покупать - абсолютно нормально. "Криптовалюты - специфическая область, для работы с которой нужна базовая осведомленность о принципах ее устройства и рисках волатильности. По мере появления новых сценариев использования блокчейн-приложений будет расти и аудитория пользователей. Это естественный процесс", - отметил Виталий Цигулев.

Кроме того, он обратил внимание на то, что в том виде, в котором сейчас находятся криптовалюты, они являются скорее нишевой темой. "Нужно гораздо больше пользовательских сценариев для массового использования этой технологии. Сценарий использования как альтернатива денег захватил внимание многих энтузиастов и ранних последователей. Но для большинства этого мало для массового использования. Для широкого распространения нужно, чтобы в блокчейн-сфере появилось, как говорят в США Killer application", - заметил Виталий Цигулев.

О том, что может способствовать большему знанию людей о криптовалюте и
росту их желания ее приобретать, он сказал следующее: "Если говорить о простых пользователях, то нужны новые кейсы и сценарии использования, ради которых пользователю будет важно, выгодно и удобно владеть криптовалютой. Если говорить о крупных и профессиональных инвесторах, то им нужно регулирование, появление на традиционных фондовых биржах инструментов, привязанных к Биткоину, и новый уровень инфраструктуры для профессиональной работы с активом. Эта инфраструктура должна включать понятные правила регулирования, услуги страхования, услуги хранения, ПИФы и другие инструменты".

По словам руководителя по маркетингу и сооснователя digital-агенства ICO Mind HUB Инны Черниковой,  данные исследования Romir абсолютно совпадают с внутренними данными и оценками агентства. "Рынок молодой, те, кто слышали, но не работают в нем, объяснить не могут даже базовые понятия – такие, как блокчейн, смарт контракт или экономика токенов. И им действительно интересуется более молодая аудитория", - заявила Инна Черникова.

Что касается знания того, что собой представляет криптовалюта, менее, чем половиной россиян, несмотря на их широкое освещение в СМИ, Инна Черникова указала следующее: "Диджитал-среда, и криптовалюта как ее часть являются достаточно молодыми рынками. Только с середины 90-х широко начали развиваться профессии в сфере ИТ. Криптомиру, как части диджитал-пространства, всего около 9 лет,  и в него в первую очередь вошли уже те, кто работал в диджитал-направлениях".

Относительно спада информационного потока, связанного с криптовалютой, Инна Черникова сказала: "Капитализация рынка криптовалют с января 2018 г. упала в четыре раза, и многие участники рынка получили финансовые потери в связи с этим. Множество инфоповодов было связано как раз со стремительным развитием сферы, бычьим трендом на биржах, огромными денежными сборами стартапов на ICO и появлением новых для мира продуктов и услуг. В данный момент криптовалюты находятся в процессе государственного регулирования, что вызвало ожидания участников и уменьшение деловой активности, а, соответственно, и информационного потока".

Тот факт, что большая часть людей, осведомленных о криптовалюте, не собирается ее покупать, по словам Инны Черниковой, связан с тем, что сегодня криптовалюта еще не является распространенным и самым удобным средством оплаты товаров и услуг в офлайн мире. Свою роль здесь также играет то, что не создана инфраструктура и нет госрегулирования. "Это значит, что спроса на крипту как средство платежа еще нет.   Покупают же криптовалюту в целях заработка на росте и падении цены, что требует специальных знаний и умений в сфере трейдинга и инвестирования, а также несет большие риски потери вложенного капитала", - указала Инна Черникова.

При этом она добавила следующее: "Сегодня уже существует множество курсов по трейдингу, программированию, юридическим аспектам данной сферы, также на рынке уже появилось достаточно много специалистов. Конечно, рынок будет расширяться и будет все больше участников в нем. Но именно госрегулирование повлияет на то, станет ли криптовалюта частью ежедневных расчетов жителей в супермаркетах и ресторанах, или, все-таки, останется исключительно в диджитал мире".

Относительно факторов, способствовующих большему знанию людей о криптовалюте и росту их желания ее приобретать, Инна Черникова обозначила в качестве таковых государственную поддержку и развитие инфраструктуры по приему платежей в криптовалюте в ретейле, расчеты между юридическими лицами, лояльное налогообложение. "Либо новый взрывной рост монет, связанный с развитием технологии и расширением сферы ее применения", - указала Инна Черникова.

Директор Российской ассоциации криптовалют и блокчейна (РАКИБ) Арсений Щельцин в разговоре с корреспондентом ComNews отметил, что согласно исследованию Romir, крипторынок абсолютно непредсказуем, хаотичен и не поддается логике. "По нашим расчетам, людей, работающих с криптовалютой в России, уже 3 млн человек. В их число входят и люди, не имеющие собственной криптовалюты, но при этом работающие с ней. Другой момент, связанный с возрастами, доходами членов семей - таких данных мы не получали и их не анализировали, но, на мой взгляд, логика в том, что указывает Romir, несколько хромает. Что же касается соотношения женщин и мужчин – то, что выявил Romir, вполне логично, потому как в сфере криптовалют в основном работают мужчины. Относительно как такового понимания криптовалют – цифры, приводимые Romir видеть грустно, но отмечу, что это проблема не только тех, кто не имеет криптовалюты, но и тех, кто с ней работает, потому что технически процент понимания работы криптовалюты вообще стремится к уровню погрешности.  С данными же по оплате криптовалютой, приведенными Romir, я не очень согласен. Это было широко раздуто нашими медиа, будто криптовалютой можно оплачивать продукты, но в России расплачиваться криптовалютой нелегально - по крайней мере, в обычном магазине", - указал Арсений Щельцин.

Криптовалюты, по его словам, показали свои свойства, и момент оплаты не является ключевым. "Экосистема рынка не ожидает, что завтра везде тотально можно будет купить что-то за криптовалюту, это, скорее, будущее, когда они станут стабильнее, понятнее и доступнее. Тогда и роботы за доли процентов смогут оплачивать незначительные услуги прямо в онлайне, например, оплата парковки на городской стоянке ровно столько, сколько стоял автомобиль. Нужно учитывать, что о криптовалюте слышало большинство людей, но понимание темы есть у весьма немногих. Сам факт того, что все о ней знают - это уже неплохой показатель. И сам регулятор, и профессиональное сообщество заинтересовано в повышении осознанности и грамотности пользователей в отношении обхода рисков и возможных последствий", - отметил Арсений Щельцин.

При этом, по его мнению, понимание обществом сути криптовалют - это не так легко. "Разумеется, СМИ освещают определенные экономические изменения, но они не объясняют, как работает криптовалюта, как устроен блокчейн, что влияет на рынок криптовалюты и ее стоимость", - заявил Арсений Щельцин.

Относительно уменьшения информационного потока, связанного с криптовалютой он сказал следующее: "Он (поток) физически должен уменьшаться. Но это тема многогранна и до сих пор актуальна именно потому, что эта технология определенно изменит наш мир. И госорганы, и госкомпании, и малый бизнес, и средний, и физлица - все понимают, что есть процессы, в которых есть недоверие друг к другу. И это недоверие нивелируется за счет блокчейна. Криптовалюта как финанс - это новая модель оценок, когда мы не просто выбираем посредника за счет информационных технологий. Идет переосмысление идеи самих денег, когда деньги из обычных долговых обязательств превращаются в результат контракта. Соединение этого приводит к тому, что все процессы в государстве оптимизируются кратно. Это приведет в будущем к изменению модели организаций, компаний, поскольку сообщество криптовалют само себя финансирует и оно может давать определенные продукты в этой сфере, тем самым подтверждая свои предложения и идеи".

Тот факт, что большая часть людей, осведомленных о криптовалюте, не собирается ее покупать Арсений Щельцин объясняет следующим образом: "Это связано с тем, что криптовалюта - это не панацея, а инструмент, призванный решать определенные задачи. А у людей нет таких задач. Они знают о существовании криптовалюты, но это то же самое, что знать о существовании современной видеосвязи с космическим кораблем – то есть это необязательно для применения людьми в их целях".

Вместе с тем, в ту ситуацию, что среди участников опроса из группы с низкими доходами (менее 10 тыс. рублей на члена семьи) о криптовалюте знают больше, чем среди группы участников опроса с высокими доходами, Арсений Щельцин не верит.

О том, будет ли увеличиваться осведомленность россиян о криптовалютах, Арсений Щельцин сказал следующее: "Так как эта тема рано или поздно коснется каждого гражданина, даже посредством применения блокчейна в госуслугах, людям будет интересно понимать, как это работает. Касательно финансовой стороны и криптовалюты, люди тоже будут разбираться, что это и как оно работает, иначе незнание может приводить к нежелаемым последствиям для этих людей, поэтому понимание будет только расти".

При этом, по мнению Арсения Щельцина, с точки зрения увеличения знания людей о криптовалюте и роста желания ее приобретать такое средство, как широкое освещение темы криптовалюты в СМИ сегодня работает. "Россия - одна из стран, которая о криптовалюте говорит больше, чем о цифровой экономике. У нас оборот криптовалюты в стране - третий по миру. Но тут есть два момента. Первый связан со знаниями – просвещение в области криптовалют нужно внедрять в образование. Сейчас уже появляются кафедры в вузах, объясняющие, как эта сфера работает, как применить это в профессиональном плане как сотруднику, так и разработчику. Также будет увеличиваться  количество бесплатных образовательных онлайн-курсов. Второй момент связан с финансовыми процессами.  Необходимо государственное регулирование - как только оно будет, мы вырвемся в лидеры".