© ComNews
15.08.2018

ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) подписало договоры с красноярским АО "Информационные спутниковые системы имени академика М.Ф. Решетнёва" (ИСС) и европейской компанией Thales Alenia Space Italia на проектирование, изготовление, сдачу в эксплуатацию на орбите космических аппаратов "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7", а также и на изготовление связных полезных нагрузок к ним. Новые спутники планируют запустить на геостационарную орбиту в 2020 г. Предполагается, что "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" разместятся в орбитальных позициях 96,5° и 145° градусов в.д. и заменят космические аппараты "Экспресс-АМ33" и "Экспресс-А4".

Как сообщили ComNews в пресс-службе ГПКС, было заключено два договора. Оба уже вступили в силу. Один трехсторонний договор (ГПКС, ИСС, Thales Alenia Space) был подписан на изготовление полезных нагрузок двух спутников и один двусторонний договор (ГПКС, ИСС) – на проектирование, изготовление и сдачу в эксплуатацию на орбите указанных спутников.

Вывод новых космических аппаратов укладывается в программу обновления спутниковой орбитальной группировки ГПКС. "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" планируется запустить на геостационарную орбиту в 2020 г. и разместить в позициях 96,5° и 145° в.д. соответственно. В настоящий момент в этих точках работают космические аппараты "Экспресс-АМ33" (эксплуатируется с 2008 года) и "Экспресс-А4" (эксплуатируется с 2002 года), рассказали в пресс-службе ГПКС.

Конструкция спутников "Экспресс-АМУ3" и "Экспресс-АМУ7" предусматривает их запуск на различных типах российских средств выведения, сообщили в пресс-службе ГПКС.  "Средства выведения предоставляются в рамках действующей Федеральной космической программы России на период 2016-2025 гг.", – добавили представители компании. Источник ComNews в ИСС ранее сообщал, что эти космические аппараты предполагается вывести на орбиту парным пуском на ракете-носителе "Протон-М".

Напомним, что до заключения указанных договоров было проведено два конкурса. Первый конкурс ГПКС отменило в марте из-за того, что часть бортовой емкости этих аппаратов изначально планировалась в С-диапазоне, который с высокой долей вероятности в 2019 г. будет передан в мировом масштабе под создание сотовых сетей 5G (см. новость ComNews 21 мая 2018 г.). Предложения представили два консорциума - ПАО "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (РКК "Энергия") и Airbus Defense and Space при участии ООО "Энергия САТ" (совместное предприятие РКК "Энергия" и Airbus D&S), а также ИСС и Thales Alenia Space.

О втором конкурсе ComNews ранее рассказал источник на рынке. Он проводился в закрытом формате. В рамках конкурсной процедуры была подана одна совместная заявка ИСС и Thales Alenia Space, поделились подробностями в пресс-службе ГПКС. Конкурс признали несостоявшимся. Однако комиссия по закупке признала совместную заявку соответствующей конкурсной документации. "Руководствуясь действующим законодательством и положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ГПКС было принято решение о заключении договоров с АО "ИСС" и Thales Alenia Space Italia", – добавили в пресс-службе ГПКС. Однако оператор не стал раскрывать финансовые детали подписанных договоров.

Как рассказал ComNews источник в отрасли, обновленный тендер привел к тому, что на конкурс вышла всего одна компания – ИСС. По сути, критерии отбора были составлены под нее. Однако дело тут не в ГПКС, а в рекомендации от Военно-промышленной комиссии (ВПК) не закупать спутники за рубежом.

В результате получается дилемма. С одной стороны, согласно рекомендации ВПК, российским операторам спутниковых группировок не рекомендуют закупать спутники у иностранных производителей. С другой стороны, в РФ существует единственная компания по производству спутников – ИСС.

Отвечая на вопрос о том, как быть спутниковым операторам, чтобы с одной стороны, выполнить рекомендации ВПК, а с другой – не оказаться в зависимости от отечественного производителя спутников, эксперт на рынке отметил, что такая ситуация приводит к монополизации рынка. Соответственно, отсутствие конкуренции неизбежно ведет к ухудшению качества спутников. "ИСС не являются заметным участником мирового рынка. Они варятся исключительно в собственном соку, и от компании не стоит ждать технологических прорывов. Следовательно, не исключено отставание в этой области", – говорит собеседник ComNews.

Руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев полагает, что в сложившейся ситуации кооперация российских компаний с мировыми грандами спутникостроения – самый правильный путь. Он напомнил, что "Экспресс-АМ5 и "Экспресс-АМ6" строили совместно канадская компания MDA и российская ИСС. Также ИСС имеет долгую историю кооперации с Thales Alenia Space, электронная начинка которой ставится на платформы "Экспресс", и вместе представляет собой инжиниринговое СП. Еще один европейский спутникостроитель Airbus Defense and Space имеет СП с РКК "Энергия" и участвует в конкурсах ГПКС на новые искусственные спутники Земли (ИСЗ). У АО "Газпром Космические Системы" (ГКС) есть цель по строительству завода по созданию ИСЗ. Он строится в итальянской Codest в теснейшем сотрудничестве и на базе технологий Thales Alenia Space.  Сергей Пехтерев придерживается позиции, что оптимальный путь – это изучение и получение современных технологий за право работать на российском рынке.

Генеральный директор ЗАО "Дозор-Телепорт" (ГК АМТЕЛ)  Игорь Ильинчик придерживается позиции, что нужно "включать" единственно возможный механизм выживания – мобилизационные действия по развитию российской экономики. Под этим он подразумевает следующую последовательность: сконцентрировать в одном "центре компетенций" все имеющиеся у основных российских игроков рынка ныне разрозненные интеллектуальные и технологические ресурсы, выделить финансирование, наладить производство, привлечь молодые и квалифицированные кадры, использовать кооперацию с иностранными партнерами для получения опыта и новых технологий. "Логика государства должна быть предельно ясно определена – вкладываем средства и усилия в развитие собственного науко- и технологическиемкого сектора экономики и защищаем его прямыми протекционистскими методами", – говорит Игорь Ильинчик.

Статьи по теме