Роман Рожков
Владислав Новый
15.08.2018

"Яндекс" перезапустит сервисы по поиску авиабилетов, отелей, туров, расписаний и билетов на поезда в рамках единого travel-портала. Руководить процессом компания пригласила бывшего гендиректора Ozon.travel Дмитрия Яковлева. Впрочем, потребность пользователя в универсальном портале для путешествий пока неочевидна, предупреждают эксперты.

Для обновления своих туристических сервисов "Яндекс" нанял экс-гендиректора Ozon.travel Дмитрия Яковлева, рассказал "Ъ" топ-менеджер компании на рынке онлайн-travel. "Яндекс.Путешествия" будут перезапущены, подтвердили "Ъ" в компании, отказавшись уточнить сроки. В ближайших планах — слияние сервисов по метапоиску билетов на самолеты и поезда, отелей и туров, а также поиску расписаний транспорта в рамках единого travel-портала. Команды этих проектов уже объединены под руководством Дмитрия Яковлева, который перешел в "Яндекс" в мае, сообщили в компании.

"До недавних пор "Яндекс" на туристическом рынке был представлен только как рекламная площадка, хотя возможности экосистемы компании позволяют расширять наше присутствие в нише путешествий до более продвинутых сервисов",— заявил "Ъ" Дмитрий Яковлев. По его словам, единый travel-портал предусматривает переход на общую IT-платформу и создание новых сервисов: личного кабинета, записной книжки пассажира, уведомлений о статусе рейса, рекомендаций и советов в путешествиях и т. п. "Мы продолжим действовать в рамках модели метапоиска, то есть формировать цены на услуги и непосредственно оформлять документы продолжат наши партнеры — профессионалы рынка. А мы продолжим быстро и качественно искать релевантные предложения по выгодной цене",— говорит господин Яковлев. С партнеров "Яндекс" берет комиссию за заказы или за переходы. В компании не раскрывают показатели туристических сервисов. Дмитрий Яковлев называет "самым успешным" сервисом этого направления "Яндекс.Авиабилеты".

По оценке Data Insight, объем рынка онлайн-travel в России в 2017 году вырос на 22%, до 780 млрд руб., из них 49% пришлось на авиабилеты, 21% — на железнодорожные билеты, 24% — на отели, по 3% — на туры и прочее. В 2018 году рынок увеличится на 18%, до 920 млрд руб., прогнозируют аналитики.

Опрошенные "Ъ" участники рынка называют переход Дмитрия Яковлева "отличным приобретением" для "Яндекса". Господин Яковлев возглавил Ozon.travel в 2013 году, под его руководством компания из стартапа превратилась в одно из ключевых агентств онлайн-travel в России, а ее оборот вырос с 6,3 млрд руб. в 2012 году до 23,7 млрд руб. по итогам 2017 года, отметил представитель Ozon.travel. При этом проект "Яндекса" отличается от Ozon.travel, указывает один из собеседников "Ъ", извлечение прибыли от travel-сегмента для "Яндекса" стратегическая, но не тактическая цель, "даже если что-то пойдет не так, у них будет лояльная аудитория, которую можно монетизировать в других сервисах".

Идея интеграции всех сервисов понятна, хотя ее реализация — "нетривиальная задача", особенно с учетом растущей доли мобильного потребления, где пользователи вынужденно привыкли к тому, что для каждой задачи есть свое приложение, рассуждает сооснователь Data Insight Борис Овчинников. Так, у "Яндекса" есть "Карты", "Такси", "Транспорт", "Метро", "и все это отдельные приложения". В десктопной среде тоже есть "большие, но решаемые" проблемы с интеграцией в один портал, предостерегает эксперт. "В первую очередь речь идет о больших различиях в поведении, потребностях и ожиданиях пользователя в каждом из сегментов. Например, бронировать отели и покупать железнодорожные билеты большинство уже привыкло в конкретных местах — на Booking.com и сайте РЖД. А вот покупать туры в онлайне пока готовы немногие, и уровень известности онлайн-продавцов туров и доверия к ним пока невелик",— отмечает господин Овчинников. Если сложить все эти различия между сегментами, то окажется, что нет "универсального путешественника", которому нужно все сразу, заключает он, у каждого свой набор потребностей, и не факт, что универсальный портал будет хорошо их удовлетворять.