Точка зрения / август 2018
У инфраструктуры госуслуг Москвы появились новые возможности

Директор департамента инфраструктурных систем государственных услуг компании "Про АйТи" (ОТР) Сергей Щеглов
© ComNews
20.08.2018

Директор департамента инфраструктурных систем государственных услуг компании "Про АйТи" (ОТР) Сергей Щеглов рассказал о развитии инфраструктуры государственных услуг города Москвы.

- Расскажите о проекте, кто ваш заказчик?

Наш заказчик - Департамент информационных технологий города Москвы (ДИТ). Проект получил название "Единая фронтальная платформа" (ЕФП) и включил разработку новых и модернизацию целого ряда компонентов существующей инфраструктуры госуслуг Москвы. Цель проекта - пересмотреть и качественно модернизировать единую инфраструктуру для оказания московских государственных услуг в электронном виде. Благодаря обновленной ИТ-среде для москвичей ДИТ планирует повысить уровень доступности государственных услуг в электронном виде  и обеспечить независимость подачи заявления на госуслугу от канала взаимодействия. Например, можно будет начать заполнять заявление в мобильном приложении, а продолжить работу с тем же самым заявлением на компьютере через портал или вместе со специалистом в МФЦ.

 - Расскажите о ключевых этапах проекта.

Мы участвуем в данном проекте Департамента информационных технологий города Москвы второй год. Старт был дан в середине 2016 года, а к середине 2017-го мы уже реализовали первый этап. В рамках первого этапа создано ядро обновленной инфраструктуры, обеспечивающее функционирование основных процессов оказания госуслуг. Основными задачами, поставленными со стороны ДИТ Москвы при проектировании архитектуры, были применение микросервисности и слабой связанности компонентов инфраструктуры. Эти решения внедрялись для того, чтобы инфраструктура выдерживала большие нагрузки. Уже сейчас пользователями московских госуслуг являются 7,5 млн человек, и теоретически все одновременно могут обратиться за государственной услугой. Поэтому со стороны ДИТ были предъявлены требования, что ничего не должно упасть, должна быть обеспечена доступность госуслуг 24 часа 7 дней в неделю, гарантированная доставка заявлений до органов исполнительной власти, сохранность и конфиденциальность сведений.  

- Что уже реализовано и что планируется сделать?            

В этом году продолжается второй этап проекта. ДИТ ставит задачи по наращиванию инфраструктуры обеспечивающими подсистемами. Планируем провести пилотирование ряда услуг из сфер здравоохранения, образования, транспорта и ЖКХ. К 2019 году планируется массово перевести государственные услуги на обновленную инфраструктуру и обеспечить готовность к внедрению smart-услуг.

 - Речь об искусственном интеллекте?

ИИ активно обсуждается в ДИТ и разрабатываются планы по его применению. Но сейчас в первую очередь мы реализуем то, что необходимо для удобного и эффективного оказания госуслуг в электронном виде, шаг за шагом формируем базу, которая удовлетворяла бы потребности жителей Москвы здесь и сейчас. А уже создав фундамент, можно будет внедрять любые трендовые идеи. При этом наших компетенций достаточно, чтобы не ограничивать себя в предложениях о внедрении инновационных идей.

Создаваемые нами технологии могут позволить на основании анализа статистики полученных госуслуг построить прогноз, какие услуги могут понадобиться конкретному жителю. Например, у москвички родился ребенок, значит, ей можно предложить запись на очередь в детский сад, а если это многодетная мать, то и скидку на парковку. Система самостоятельно заполнит заявление, соберет пакет документов, а заявителю останется только подтвердить согласие и направить заявление на обработку.

- Какие новые знания вы получили в ходе реализации этого проекта?

На старте проекта ДИТ поставил задачу как можно больше применять свободно распространяемое программное обеспечение, что вызвано волной импортозамещения. В проекте использован широкий стек свободно распространяемых продуктов (менеджеры очередей, базы данных, управления процессами, интеграции). Для нас это был не первый опыт применения свободного ПО, но в глобальном смысле этот проект уникальный. Новшества привносят разнообразие в работу, есть стимул к личному росту, возможность изучить новый язык, пощупать что-то непривычное. Такие проекты доставляют большую радость от выполненной работы и удовлетворение от результата.

Легко загнать себя в рамки, для этого достаточно делать привычные вещи, но застой, стагнация - это не продуктивно. А если пробуешь что-то новое и прилагаешь усилия для того, чтобы оно выстрелило, это благоприятно влияет на микроклимат в команде, сплачивает и дает задел для покорения следующих вершин.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты