© ComNews
29.08.2018

Международный сервис-провайдер Orange Business Services запустил в России катастрофоустойчивую публичную облачную платформу. Предлагаемое решение уменьшает простой сервисов компании с нескольких часов до нескольких минут в случае выхода из строя одного из дата-центров. Это практически полностью исключает потери данных бизнес-критичных приложений - например, отвечающих за работу онлайн-магазинов, сервисов бронирований и обработки транзакций, а также не допускает сопутствующего финансового ущерба. Катастрофоустойчивое облако будет развернуто на базе двух московских центров обработки данных (ЦОДов) - IXcellerate и Dataline.

Orange Business Services запустил в России катастрофоустойчивую публичную облачную платформу в партнерстве с VMware и ЦОДами IXcellerate и Dataline. Она необходима для обеспечения бизнес-процессов при возможном выходе из строя одного из дата-центров.

"Orange Business Services стремится быть надежным партнером бизнеса на любом этапе его цифровой трансформации и поэтому активно инвестирует в развитие собственных возможностей по хранению и анализу данных, - сообщил директор по бизнес-решениям и инновациям Orange Business Services в России и СНГ Робин Де Кейзер.

Как уточнили ComNews в пресс-службе Orange, катастрофоустойчивая публичная облачная платформа относится к сегменту решений IaaS (Infrastructure as a Service). Компания также развивает услуги SaaS (Software as a Service): многие из решений компании в области интернета вещей (IoT), анализа больших данных, информационной безопасности имеют в своей технической основе облако.

Катастрофоустойчивое облако Orange планирует предлагать крупным российским клиентам из отраслей ретейла, логистики и финансов. "Среди наших клиентов есть крупные компании из сфер логистики, финансов и ретейла, присутствующие как в центральных регионах, так и на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке", - рассказал Робин Де Кейзер. В России облачными услугами Orange пользуются такие компании, как Московский ювелирный завод и Экспобанк.

В целом Orange нацелена на реализацию концепции по развитию катастрофоустойчивых облачных платформ в разных регионах России. В качестве дальнейших шагов компания рассматривает возможность запуска аналогичной катастрофоустойчивой облачной платформы в одном из крупных городов восточной части страны, добавил Робин Де Кейзер.

Orange рассчитывает на то, что объем облачных услуг, потребляемых российскими клиентами, как текущими, так и будущими, за год вырастет примерно на 30%.

Опция катастрофоустойчивого резервирования, предоставляемая по OPEX-модели, обойдется примерно в 30% от стоимости полной резервной копии клиентских облачных ИТ-ресурсов. При этом построение катастрофоустойчивого облака своими силами потребует увеличения инвестиций в собственную инфраструктуру и ее обслуживание более чем в два раза.

"Технически новая облачная платформа представляет собой гиперконвергентный кластер, в котором все вычислительные ресурсы и системы хранения данных объединены в единый узел с помощью платформы vSAN от VMware, - рассказали создатели. - Благодаря тому, что облако территориально распределено между двумя дата-центрами уровня Tier III, все данные синхронно реплицируются с задержкой менее 1 миллисекунды и в нем отсутствует единая точка отказа".

Управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин замечает, что инфраструктура даже одного ЦОДа уровня Tier III подразумевает надежность не менее 99,982%. Работая в паре, дата-центры гарантируют практически 100%-ную доступность, что так важно для таких областей, как банки, медицина, критичная инфраструктура, розничная торговля, связь. 

"Мы рады коллаборации с Orange Business Services: теперь клиенты компании смогут использовать все преимущества катастрофоустойчивой облачной платформы. Перспективы гиперконвергентной инфраструктуры, усиленной VMware vSAN, подтверждает опыт более 10 тыс. заказчиков по всему миру, которые уже внедрили решение", - отмечает руководитель направления стратегического консалтинга, "VMware Россия и СНГ" Андрей Косенко.

Как рассказал ComNews Андрей Косенко, в данный момент 49 российских облачных провайдеров участвуют в программе VCP (VMware Cloud Providers). Среди них "ИТ-ГРАД", "КРОК", "Ай-Теко", Softline, "МегаФон" и др. По его словам, спрос на такие решения есть, особенно среди крупных компаний из ретейла и финансовой отрасли.

Согласно прогнозам основателя консалтингового агентства TMT-Сonsulting Константина Анкилова, в 2018 г. российский рынок услуг IaaS вырастет на 24% до 16 млрд руб. "IaaS - один из самых динамичных секторов рынка ИКТ: в ближайшие годы темпы его роста останутся высокими, а через четыре года объем удвоится, - говорит Константин Анкилов. - С учетом данной ситуации новое предложение IaaS от Orange на базе ЦОДов высокого уровня надежности при обеспечении SLA будет востребовано и может в дальнейшем способствовать преодолению опасений клиентов в отношении облачных услуг".

Эксперты J’son & Partners Consulting ожидают, что в следующие три-пять лет российский рынок IaaS/PaaS будет расти в среднем на 23-25% в год (см. новость ComNews от 13 июня 2018 г.). При этом больше трети прироста будет обеспечено за счет сегмента микро- и малых предприятий.

Все опрошенные ComNews игроки рынка облачных услуг придерживаются позиции, что спрос на катастрофоустойчивые облака будет постепенно расти.

3data Premium Data Centers со своей стороны также предлагает катастрофоустойчивые решения по модели IaaS. "Нашим клиентам уже мало инфраструктуры disaster recovery, им нужен готовый сервис. Требования простые - чтобы поставщик облачных решений сделал все под ключ, - делится опытом ИТ-директор 3data Premium Data Centers Валентин Соколов. - Для новых клиентов важно не просто отказоустойчивые облака на уровне инфраструктуры, а disaster recovery (DR) на уровне сервиса. Готовность облачного провайдера сделать катастрофоустойчивую инфраструктуру и сервис под бизнес во многом определяет желание заказчика работать именно с таким поставщиком услуг".

Среди клиентов, которым принципиальна архитектура и сервис DR, 3data Premium Data Centers выделял топ-3 заинтересованных отраслей - банковскую сферу, ретейл и логистику. "По размеру это средний и крупный бизнес, где авария сервиса на несколько минут приводит к потерям миллионов рублей. Именно такие клиенты умеют считать потерю прибыли при аварии или деградации сервиса", - рассказывает Валентин Соколов.

Менеджер по развитию бизнеса Linxdatacenter Роман Шулимов обращает внимание на то, что по-настоящему катастрофоустойчивым решение можно называть в случае значительного географического разнесения площадок. "В понимании крупных Enterprise-заказчиков, под "катастрофой" имеется в виду физическое повреждение или даже разрушение дата-центра и оборудования, например в случае падения на ЦОД каких-либо крупных объектов или наводнения. В этой ситуации размещение основной и резервной площадок в одном городе, пусть даже крупном, с высокой вероятностью приведет к разрушению всего кластера. Безусловно, вероятность подобных событий стремится к нулю, но существует множество сценариев прочих катастроф техногенного характера, которые могут вызвать схожие последствия", - поясняет он. В свою очередь у Linxdatacenter две площадки в России расположены в разных городах.

Роман Шулимов ожидает роста спроса на катастрофоустойчивые облака. "Тот факт, что такая компания, как Orange, строит свою облачную платформу по такой модели, говорит о зрелости российского рынка облаков", - добавляет он.

Заместитель директора Центра проектирования вычислительных комплексов компании "Инфосистемы Джет" Александр Скоробогатов ожидает, что рынок позитивно встретит появление у IaaS-провайдера варианта SLA, при котором можно увеличивать показатели доступности для наиболее важных сервисов. "При правильном подходе можно обеспечить работоспособность критичных бизнес-приложений в случае отказа оборудования за относительно небольшие деньги и без изменения архитектуры решения. Обычно не более трети сервисов требуют подобного дополнительного резервирования, а это значит, что удорожание стоимости контракта за аренду составит не более 10% от стоимости ежемесячного платежа за хранение данных в облаке", - подсчитал Александр Скоробогатов.

Специалист "Инфосистем Джет" прогнозирует первичный всплеск интереса, связанный с внедрением этой услуги у существующих заказчиков. В дальнейшем такие решения займут свою нишу рынка резервирования критичных бизнес-приложений.

Александр Скоробогатов предполагает, что такой сервис может быть интересен в первую очередь небольшим и средним интернет-компаниям, которые хотят минимизировать сложность и стоимость администрирования своих ИТ-систем. Помимо них, данная услуга может вызвать интерес со стороны корпоративного сектора для переноса критичных front-end-сервисов на платформу с высокой степенью доступности.

Руководитель направления аутсорсинга вычислительной инфраструктуры КРОК Ренат Сайфутдинов советует заказчикам при выборе облачного сервиса обращать внимание на уровень отказоустойчивости ЦОДа, на базе которого строится облако, гарантии производительности дисков и SLA в целом. Например, катастрофоустойчивое облако КРОК построено на базе сети территориально распределенных дата-центров уровня Tier III, один из которых сертифицирован Uptime Institute по стандарту Gold - Operational Sustainability. Наличие такой сертификации у провайдера гарантирует отказоустойчивость облачной платформы.

Специалист КРОК говорит о том, что катастрофоустойчивое облако нужно компаниям среднего размера и enterprise-заказчикам, чей бизнес имеет строгие требования к непрерывной работе.

Руководитель отдела ЦОД компании "ЛАНИТ-Интеграция" (входит в группу "ЛАНИТ") Юрий Барабанщиков заметил, что запросы на размещение сервисов в облаках с обеспечением высокой доступности и катастрофоустойчивости поступают давно.

"Спрос может стимулироваться стоимостью трафика. Например, если приложение разработано таким образом, что может самостоятельно обеспечить устойчивость против катастроф, используя облака разных провайдеров, то оно снимает требования к катастрофоустойчивости с конкретного провайдера. Но если возникает значительный трафик по синхронизации данных, то использование одного катастрофоустойчивого провайдера может быть выгоднее, так как для него этот трафик будет "внутренним", - говорит Юрий Барабанщиков.

Директор по проектам и инновациям Linxdatacenter Андрей Захаров замечает, что размещение дата-центров в одной локации не дает необходимого уровня отказоустойчивости. "Сегодня развертывание ИТ-ресурсов в двух локациях для многих заказчиков - нормальная практика. Раньше такие проекты реализовывались силами ИТ-департаментов бизнеса, но со временем стало ясно, что проектирование, развертывание, поддержка и эксплуатация таких систем собственными силами обходятся неоправданно дорого, особенно на фоне готовых решений, предлагаемых сервис-провайдерами", - говорит он.

Директор по продажам ГК "Рамакс" Дмитрий Буленков отмечает, что пока крупные компании еще относятся с опаской к облакам. Однако при первом же прецеденте разумные доводы того, что катастрофоустойчивые облака все-таки более выгодны, чем использование инфраструктуры собственного ЦОДа, потихоньку находят дорогу к кошельку клиента.

Руководитель департамента информационных технологий компании "Первый БИТ" Максим Горин ожидает, что востребованность данного решения будет определяться потребностью самого клиента в высокой отказоустойчивости его сервисов и стоимостью, которую сможет предложить за нее сервис-провайдер. По его словам, это прежде всего компании, использующие сами и предоставляющие своим клиентам 24/7 онлайн-доступ к своим ресурсам. Такие как банки, сервисы онлайн заказа и бронирования, компании с распределенной сетью, где важно обеспечивать круглосуточную работу предприятия и оказания сервиса клиентам, интернет-магазины.