© ComNews
30.08.2018

Российский рынок смартфонов продолжил расти во II квартале 2018 г. Объемы поставок смартфонов за данный период выросли на 10% по сравнению со II кварталом 2017 г. и превысили 7 млн штук, что для II квартала является рекордным показателем. К такому выводу пришли специалисты IDC по результатам исследования Worldwide Quarterly Mobile PhoneTracker.

Как указывается в исследовании, средняя розничная цена смартфона по сравнению с I кварталом 2018 г. снизилась до $241. Тем не менее это на треть выше, чем годом ранее. Общий объем рынка смартфонов, включая мобильные телефоны, составил 9,37 млн штук, а в розничных ценах без учета НДС находился на уровне $1,7 млрд.

Несмотря на то что компания Samsung сохранила за собой ведущую позицию на российском рынке смартфонов, как отмечается в исследовании, конкуренция со стороны Huawei и Xiaomi, расположившихся соответственно на втором и третьем местах, продолжает расти. Обе компании осуществили во II квартале рекордные поставки в страну. Apple стала четвертой компанией по поставкам в штучном выражении, но с точки зрения выручки по-прежнему находится на первом месте.

В исследовании также сообщается, что по уровню средней розничной цены Россия на протяжении последних двух лет соперничает со странами Центральной Европы. "Это связано в том числе и с возможностью приобретать устройства в рассрочку, побуждающей пользователей к покупке премиальных моделей. В настоящее время средняя стоимость нового смартфона на базе Android, купленного в России, вдвое выше, чем в 2014 г., сразу после обвала рубля", - рассказывается в исследовании.

При этом авторы исследования замечают, что, несмотря на хорошие темпы восстановления, вероятность того, что российский рынок вновь может уйти в отрицательную зону, очень высока. "В первую очередь это связано с тем, что осенью Россия может столкнуться с новыми санкциями со стороны США, касающимися как финансов, так и торговли", - указывается в исследовании.

При этом его авторы поясняют: "Уже одного объявления о введении потенциально драконовских торговых мер со стороны США в ответ на дело Скрипалей оказалось достаточно для того, чтобы в начале августа рубль обесценился более чем на 5%. Дополнительным и отдельным санкциям могут подвергнуться российские банки в связи с обвинениями России во вмешательстве в выборы в США".

"С учетом возросшей вероятности введения новых санкций, а также высокой волатильности рубля импортеры будут крайне осторожны в отношении возможного падения потребительского спроса из-за девальвации национальной валюты", - прогнозирует руководитель программы исследований рынка мобильных телефонов IDC СEMA Саймон Бейкер.

Вместе с тем в исследовании заявляется, что в результате ослабления рубля в начале августа дистрибьюторы и сетевые ретейлеры переключились на более дешевые модели в III квартале этого года.

"Данный тренд идет на руку прежде всего таким китайским производителям, как Xiaomi, которые продолжают увеличивать свою долю на рынке за счет более низких цен по сравнению с более известными конкурентами. По соотношению цены и качества телефоны таких производителей оказываются в более выгодном положении", - отметила менеджер программы исследований рынка мобильных устройств "IDC Россия и СНГ" Наталья Виноградова.

Говоря с корреспондентом ComNews о ситуации на российском рынке смартфонов, коммерческий директор объединенной компании "Связной Евросеть" Дагмара Иванова рассказала следующее: "По нашим данным, во II квартале 2018 г. в России было продано более 6,3 млн смартфонов на общую сумму более 97 млрд руб. Наибольший всплеск продаж пришелся на май, когда было продано более 2,3 млн смартфонов на сумму 35,8 млрд руб.".

При этом она обратила внимание корреспондента ComNews на то, что цены на рынке смартфонов обычно отстают от изменения курса на несколько месяцев. "Поэтому мы предполагаем, что в ближайшее время цены не поменяются. Изменение цен на гаджеты, в частности на смартфоны, стоит ожидать, если курс доллара изменяется значительно и держится на этом уровне в течение нескольких месяцев", - указала Дагмара Иванова.

Она также заявила следующее: "Мы предполагаем, что спрос будет двигаться в сторону более технологичных смартфонов, из более высокого сегмента. И, как следствие, продолжится рост продаж как в денежном выражении, так и в штучном. По итогам первого полугодия 2018 г. отмечается тренд увеличения средней цены на смартфон: в этом году она составила 15,2 тыс. руб., в то время как в прошлом году за аналогичный период - 12,7 тыс. руб. Это связано с тем, что клиенты стали чаще приобретать более дорогие смартфоны. Что, в свою очередь, происходит вследствие развития новых умных технологий в устройствах, и в 2018 г. этот тренд продолжит свое развитие. Производители смартфонов стали выпускать все больше моделей с двойными и тройными камерами, с функцией NFC, с функцией распознавания лица Face ID и другими технологичными опциями".

В разговоре с корреспондентом ComNews в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо" сообщили следующее: "Мы оцениваем рынок продаж смартфонов в России исключительно по объему проданных в ней смартфонов, а не поставок в страну. По данным группы "М.Видео-Эльдорадо", рынок смартфонов продолжает развиваться позитивно, но с более спокойной динамикой, чем годом ранее. Объем рынка в первом полугодии превысил 190 млрд руб. и 12,5 млн штук, что соответственно на 22% и 2% выше, чем годом ранее. Отдельно во II квартале было продано 6,4 млн штук смартфонов на общую сумму 97,5 млрд руб. - динамика II квартала сопоставима с полугодовой".

Средняя цена на смартфоны, как указали в пресс-службе группы "М.Видео-Эльдорадо", по итогам полугодия составила 15 тыс. руб., что на 20% выше, чем годом ранее. Рост средней цены происходил на фоне снижения цен на смартфоны ведущих производителей в I квартале 2018 г. "Одна из причин роста средней цены связана с выходом флагманов у большинства ключевых игроков рынка - Samsung, Huawei, Honor, Sony и др. На старте они всегда вызывают волну ажиотажного спроса. Другая причина в том, что спрос в целом смещается в сторону более дорогих моделей. Так, мы отмечаем заметный рост на 40% в штучных продажах в среднем ценовом сегменте от 10 тыс. до 20 тыс. и в верхнем - свыше 45 тыс. руб. Благодаря предложениям рассрочек, покупатели получают возможность приобретать смартфоны старшего поколения без ущерба бюджету", - рассказали в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо".

При этом в компании заметили, что крупные китайские бренды (Huawei, Honor, Meizu, ZTE, Xiaomi) продолжают укреплять позиции: по итогам полугодия они суммарно заняли более трети рынка в штучных продажах. "Ведущую роль играет Huawei/Honor, который по итогам полугодия занял второе место в штучных продажах смартфонов после Samsung", - проинформировали в пресс-службе "М.Видео-Эльдорадо".

В пресс-службе МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") корреспонденту ComNews указали следующее: "Наша оценка (продаж смартфонов - Прим. ComNews) немного отличается. Во II квартале 2018 г. на российском рынке было продано 6,4 млн смартфонов на 97 млрд руб., что на 2,8% больше в штучном выражении, чем годом ранее. И такие продажи действительно являются максимальными в апреле-июне за всю историю продаж".

При этом в пресс-службе МТС заметили, что на текущий момент китайские бренды уже серьезно нарастили свою долю и получили огромную аудиторию лояльных клиентов. "На Huawei приходится 27% продаж смартфонов в штуках. Поэтому каждая торговая сеть будет придерживаться своего портфеля брендов. Рынок на текущий момент сфокусирован на четырех основных брендах - Apple, Samsung, Huawei и Xiaomi", - указали в МТС.

Вместе с тем в компании обратили внимание на то, что, как показала практика, в период кризиса потребитель не перешел в дешевый сегмент, а наоборот, рассматривал более дорогие смартфоны. "Они надежнее, быстрее работают и обеспечивают более комфортную работу в соцсетях. Пользователи все чаще выбирают такие гаджеты, и мы прогнозируем, что доля продвинутых устройств в продажах будет расти и дальше", - отметили в пресс-службе МТС.

В пресс-службе ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") корреспонденту ComNews заявили: "По итогам II квартала количество продаж смартфонов в рознице "Билайна" выросло более чем на 90%, в денежном выражении - на 135%. Мы связываем это с удвоением собственной розницы и расширением ассортимента".