Юлия Мельникова
© ComNews
05.09.2018

ПАО "Ростелеком" и Министерство энергетики РФ (Минэнерго) подписали соглашение о сотрудничестве. Оно будет направлено на повышение эффективности электроэнергетики за счет автоматизации, цифровой трансформации и внедрения технологий промышленного интернета. Подписали соглашение вице-президент по отраслевым решениям "Ростелекома" Роман Шульгинов и заместитель министра энергетики Андрей Черезов.

"Это первое соглашение такого рода с Министерством энергетики" - сообщил ComNews представитель пресс-службы "Ростелекома".

Стороны рассчитывают на долгосрочное сотрудничество, совместно решая задачи по инновационному развитию энергетических систем и укоренению технологий промышленного интернета. Упор делается на необходимость внедрения инновационных технологий, в том числе промышленного интернета, аналитики больших массивов данных, а также на проработку возможности использования технологий промышленного интернета, организацию и проведение конференций, семинаров и презентаций в рамках совместной деятельности, подготовку и публикацию научных, информационных и иных изданий.

Представитель пресс-службы "Ростелекома" рассказал корреспонденту ComNews, что для эффективного обмена данными "Ростелеком" и Минэнерго в рамках сотрудничества уже создали рабочую группу, в состав которой входят эксперты "Ростелекома", занимающиеся вопросами электроэнергетики, а также специалисты профильных департаментов Минэнерго.

"Подписание соглашения - важный этап цифровизации энергетического комплекса России. Использование цифровых платформ и систем сбора первичных данных на объектах электроэнергетики позволит внедрить новые принципы управления, вывести электроэнергетику на новый уровень интеллектуализации и сделать одной из наиболее передовых отраслей. Цифровизация позволит получить значительную экономию ресурсов, сделать отрасль более эффективной, а объекты электроэнергетики более экологичными", - отметил заместитель министра энергетики Андрей Черезов. 

Вице-президент по отраслевым решениям "Ростелекома" Роман Шульгинов указал на то, что набор цифровых сервисов, которые сейчас компания предлагает энергетической отрасли, позволяет предприятиям как создавать собственные IoT-системы, так и пользоваться комплексом готовых решений - все зависит от потребностей и задач клиентов.

В пресс-службе "Ростелекома" рассказали, что электроэнергетика является одним из приоритетных стратегических направлений для оператора в рамках реализации перехода к модели экономики 4.0. "Сейчас "Ростелеком" принимает участие в проектах, направленных на цифровизацию электроэнергетической отрасли. Первыми стали проекты, способствующие повышению эффективности в энергетической отрасли. В рамках этих проектов "Ростелеком" планирует сотрудничать с ключевыми поставщиками электроэнергии", - отметили в пресс-службе оператора, добавив при этом, что "Ростелеком" заинтересован в участии в проектах как с крупными игроками рынка, так и с малыми и средними энергетическими компаниями.

"Однако на первом этапе важна работа именно с крупными заказчиками, которая позволит получить опыт построения решений с использованием различного оборудования и разработать способы оптимизации затрат. Реализация таких проектов повысит привлекательность сервисов "Ростелекома" для небольших компаний", - рассказал представитель пресс-службы "Ростелекома".

Отметим, что весной текущего года "Ростелеком" заключил соглашение с ПАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" (ФСК ЕЭС). В соглашении речь идет о взаимодействии в области развития и эксплуатации сетей связи. Представитель пресс-службы ФСК ЕЭС сообщил корреспонденту ComNews, что ФСК ЕЭС активно развивает собственную сеть цифровой связи, в основном построенную с использованием волоконно-оптических линий (ВОЛС), размещенных на ЛЭП. Цифровыми каналами связи охвачено около 84% объектов. Протяженность ВОЛС ФСК ЕЭС составляет 73,6 тыс. км, а к 2025 г. ее планируется увеличить до 105 тыс. км.

"Пропускная способность линий оставляет возможность для их коммерческой эксплуатации в интересах третьих лиц - около 15% ВОЛС ФСК ЕЭС используется телекоммуникационными организациями. "Ростелеком" арендует 3,75 тыс. км линий. Развитие систем связи позволяет ФСК ЕЭС повысить эффективность передачи корпоративной и технологической информации. Это необходимо в том числе для дальнейшего успешного внедрения цифровых решений", - отметили в пресс-службе компании.

До 2025 г. ФСК ЕЭС планирует инвестировать в цифровизацию не менее 10 млрд руб. в год. За этот период будет введено более 30 комплексных цифровых подстанций. С 55% до 100% возрастет удаленная наблюдаемость сети из единых центров управления сетями через цифровые каналы связи. "Уже сейчас на всех объектах установлены цифровые системы учета, которые автоматически отправляют данные в головной офис, - сообщил представитель пресс-службы ФСК ЕЭС. - В настоящее время тестируется удаленное управление подстанциями из единых центров нажатием одной кнопки - технология уже реализована на семи подстанциях ФСК ЕЭС, расположенных на Северо-Западе, Юге и в Центре России. До 2021 г. телеуправление будет внедрено на 93 объектах, в том числе в 2018 г. - на 18. Среди них такие значимые объекты, как подстанция 220 кВ "Звезда", питающая одноименный судостроительный комплекс, 220 кВ "Русская" во Владивостоке, центры питания сочинского курортного региона".

Другие операторы связи также стремятся развивать партнерство с индустрией электроэнергетики. Так, представители пресс-службы ПАО "МегаФон" отмечают активный спрос на цифровые решения со стороны компаний сфер энергетики, транспорта, сельского хозяйства, ретейла, медицины.

"Эти рынки перспективны для нас. В 2016 г. мы подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве с компанией "Россети" и начали внедрять систему умного мониторинга электроподстанций. Такая система помогает предотвращать аварийные ситуации, несанкционированный взлом и попадание на объекты. Мы уже установили специальные датчики мониторинга более чем на 700 подстанциях, и до конца 2018 г. "умными" станут более 1000 подстанций. Для электроэнергетических компаний критически важна устойчивость инфраструктуры и обеспечение высокой пропускной способности сети. В рамках соглашения мы работаем над повышением надежности сети, резервируем каналы магистральными линиями ВОЛС", - отмечают представители пресс-службы "МегаФона".

"У "Билайна" есть отдельные договоры по мониторингу ряда параметров электрических сетей, и на текущий момент мы продолжаем диалог с энергетическими компаниями", - рассказал представитель ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"). Пресс-служба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" воздержалась от комментариев.