Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 12.12.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 66.5 EUR 75.62
12 декабря 2018 года, Ср
Маркус Борхерт: "Лучше иметь десять патентов, но в самых важных областях, чем сотню таких, которые мало кому нужны"

5G с европейским акцентом

10.09.2018
Маркус Борхерт, старший вице-президент Nokia в регионе Европа
Маркус Борхерт: "Лучше иметь десять патентов, но в самых важных областях, чем сотню таких, которые мало кому нужны"

Корпорация Nokia активно готовится к массовому появлению сетей мобильной связи пятого поколения (5G) по всему миру. Однако Европа в этом направлении пока движется медленнее, чем страны из других регионов мира - ​прежде всего, медленнее США, Китая, Японии и Южной Кореи. В интервью главному редактору "Стандарта" Леониду Конику старший вице-президент Nokia в регионе Европа Маркус Борхерт поделился взглядами на то, как и почему нужно интенсифицировать подготовку к внедрению 5G в Европе, а также рассказал о значимых событиях в жизни корпорации и ее стратегии по развитию софтверного бизнеса.

- По итогам 2017 года продажи всей группы Nokia составили почти €23,15 млрд, что означает сокращение на 2 % по сравнению с предыдущим годом. При этом в регионе Европа, за который вы отвечаете, в 2017 году Nokia зафиксировала 7 %-ный рост продаж (€6,83 млрд в абсолютном выражении). Чем объясняется этот феномен, ведь Европа выглядит одним из самых насыщенных с точки зрения телекоммуникационных решений рынков мира?

- Как заявил главный исполнительный директор Nokia Раджив Сури на Всемирном конгрессе мобильной связи в Барселоне (MWC 2018), мы видим заметное ускорение на рынке 5G. Инвестиционный цикл в этой области уже начался, и в некоторых регионах мира развитие идет быстрее, чем ожидалось. Например, рынок в Северной Америке движется в сторону 5G быстрыми темпами. Так же быстро движутся Китай и Южная Корея. Этот процесс начал набирать обороты и в Европе, но европейским странам следует приложить дополнительные усилия, чтобы не отстать в области 5G. Этот вопрос активно обсуждался и на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в этом году. Там мы говорили о мобильных сетях 5G, искусственном интеллекте, Интернете вещей (IoT) и трансформации промышленного производства как об основных факторах, стимулирующих экономический рост. Мне кажется, это очень важные темы. У Nokia есть исчерпывающий портфель технологий, и мы можем предложить полный спектр решений для 5G - ​от сетей доступа и транспортных решений до решений для ЦОДов, от сегментации сети для разных сервисов и пользователей (network slicing) до программно конфигурируемых сетей и сервисных платформ.

Но 5G для Nokia не является единственным источником роста доходов. Я не могу раскрыть конкретные цифры, но в нескольких сегментах рынка объем нашего бизнеса и рыночная доля действительно увеличились. Например, отчеты аналитиков показывают, что по результатам IV квартала 2017 года мы заняли первое место в Европе на рынке IP-маршрутизации для операторов связи. Согласно данным, опубликованным в конце мая, в I квартале текущего года мы заняли первое место на европейском рынке оптических систем связи. Хорошие результаты у компании и в сегменте предоставления сервисов (включая услуги управления сетями), который тоже развивается быстрыми темпами, в том числе в России, где Nokia заключила крупный контракт с оператором "ВымпелКом" (VEON). После того как Nokia приобрела компанию Comtel, стал быстро развиваться наш софтверный бизнес. Неплохо обстоят дела в таких областях, как монетизация цифровых процессов, IoT и создание платформ для этой технологии. 24 мая 2018 года мы подписали с компаниями МТС и "Энвижн Груп" соглашение о партнерстве в области автоматизации управления подключенными к Интернету вещей устройствами и приложениями. Вместе с этими компаниями и другими партнерами мы хотим заниматься инновациями, создавать инфраструктуру и разрабатывать приложения на IoT-платформе Nokia. Именно такой подход должен стать главным локомотивом нашего дальнейшего роста и развития.

- 3GPP заявляет, что полномасштабный стандарт 5G появится с выходом Release 16 в июле 2019 года. Какой стратегии должен придерживаться оператор мобильной связи: ждать Release 16 или покупать оборудование 5G в версии Release 15, которую 3GPP утвердило в июле 2018 года?

- Если сегодня вы покупаете автомобиль - ​вы знаете, что в будущем появится новая модель с более совершенными характеристиками, не так ли? Прогресс невозможно остановить: все время будут появляться новые функции и возможности. Но это не значит, что нужно замереть в ожидании. Я считаю, что распространение 5G будет постепенным и эволюционным. Первые операторы уже выбирают и начинают внедрять отдельные функции 5G. За первопроходцами последуют остальные. Со временем будет появляться новая функциональность, но это не значит, что нужно стоять на месте и ждать выхода Release 16.

5G будет использоваться прежде всего в отраслевых секторах, а не в сегменте конечных пользователей. Безусловно, конечные пользователи получат преимущества от связи пятого поколения, однако огромная пропускная способность, функции сегментации сети, возможности гибкой настройки делают технологию особенно привлекательной для применения на вертикальных рынках. 5G может стать важным фактором экономического роста во многих странах, в том числе в России. В этом состоит главная причина, почему нужно приступать к внедрению уже сегодня. Начинать можно с совершенствования существующей сети. Затем, по мере развития бизнеса, выхода свежих релизов и появления новых функций, можно развивать 5G-решение и добавлять к нему новые элементы. Приведу интересный факт, иллюстрирующий, почему важно внедрять новую технологию без промедлений. В мировом масштабе на протяжении 15 лет ежегодные темпы роста в компаниях с высоким уровнем цифровой зрелости составляют 2,7 %. Из года в год. А все остальные отрасли, связанные с физическим производством, росли в среднем на 0,7 %. Сравните 2,7 % и 0,7 %. Наша цель состоит в том, чтобы с помощью 5G дать возможность отраслям, связанным с физическим производством, развиваться с той же скоростью, что и цифровые компании. Именно поэтому правительства многих стран прикладывают большие усилия для развития сетей 5G и цифровизации.

- Окончательное решение по частотным диапазонам для 5G пока не принято, но в этом году на MWC мы слышали, что наиболее вероятными считаются полосы 700 МГц, 3,5 ГГц и 26‑28 ГГц. Будут ли приняты именно эти три диапазона, или к ним добавятся новые?

- Другие диапазоны существуют и обсуждаются на региональном уровне, но основными останутся выделенные. Во-первых, нужен низкочастотный диапазон: возможно, 700 МГц в некоторых странах заменят 600 МГц или 800 МГц, но именно в этих пределах. Основная задача этого диапазона - ​обеспечить сплошное покрытие; он отлично подходит для покрытия в национальном масштабе. Во-вторых, важным является диапазон 3,5 ГГц, который внедряется во всех странах мира. Он тоже должен стать основным, поскольку многие операторы хотят сохранить в сетях 5G ту же зону охвата, что и в сетях 4G, работающих в полосе 2,1 ГГц. Кроме того, для диапазона 3,5 ГГц понадобится антенная технология Massive MIMO, чтобы достичь потенциала емкости сетей 5G. И наконец, для уплотнения сетей и максимального увеличения их пропускной способности нам нужны сантиметровые и миллиметровые волны - ​например, в диапазоне 26‑28 ГГц.

- Существует региональная специфика: например, в России диапазон 700 МГц занят цифровым телевидением, и государство вряд ли захочет его освободить.

- Такие же проблемы есть в Европейском союзе, где прилагаются серьезные усилия для очистки диапазона 700 МГц. Согласно планам ЕС, диапазон должен быть очищен к 2020 году, но обсуждается вопрос об отсрочке до 2022 года, что, на мой взгляд, весьма печально. Но я понимаю, что для решения российского вопроса с цифровым телевидением может потребоваться еще больше времени.

- Похожая ситуация складывается с полосой 3,5 ГГц: в ней действуют сети спутниковой связи (C-диапазон). А спутниковая связь очень важна для России с ее масштабной территорией, да и для других стран - ​как минимум для обеспечения связью зон природных или техногенных катастроф.

- Для 5G можно использовать и другие диапазоны. Россия может принять собственное решение. В США есть диапазон 2,1 ГГц. В принципе, можно использовать диапазоны 4,4‑4,9 ГГц. Корея, Япония и Китай тоже ищут решения, но в области миллиметровых волн. Nokia может без особых трудностей поддержать любое решение экосистемы: мы можем применить разные фильтры, сетевые настройки и т д. Это нетрудно. Правда, из-за большого количества диапазонов могут возникать проблемы на уровне конечных устройств. Решение этого вопроса, как и консолидация экосистемы, потребует длительного времени.

Стандарт GSM с согласованными на весь мир двумя-тремя диапазонами частот показал историю успеха. Технология 3G оказалась куда более фрагментированной, а в сетях 4G пришлось поддерживать множество частот на каждом телефоне. Я считаю, что так будет происходить и в дальнейшем, тем более что всем нужен роуминг и глобальный доступ. Но с другой стороны, если подумать об отраслевых и локальных решениях, простых и дешевых датчиках, то можно обойтись и без роуминга.

- Китайские компании любят подчеркивать свое участие в разработке технологии 5G. Что вы, как представитель Nokia, можете сказать об их вкладе в разработку этой технологии, включая патенты, знания и т. д.? Какова роль Nokia в этом процессе?

- Мы видим, что некоторые игроки рынка в маркетинговых целях используют большие цифры по принципу "чем больше, тем лучше". Наш подход другой: мы ориентируемся не на количество, а на качество. Возьмем такой параметр, как количество патентов: лучше иметь десять патентов, но в самых важных областях, чем сотню таких, которые мало кому нужны. Поэтому будьте внимательны: большие цифры могут быть обманчивы. Nokia активно формирует стандарты 5G. Мы принимаем участие в работе важнейших форумов и инициатив. Например, председателем комитета по радиодоступу 3GPP является мой коллега из Nokia. Эксперты компании возглавляют рабочие группы по исследованию архитектуры и определению спецификаций 5G, по разработке протоколов для опорных сетей 5G, по моделированию радиоканалов 5G. Таким образом, мы занимаем важное положение во всех группах, отвечающих за стандартизацию и спецификации в данной области. Кроме того, Nokia активно занимается научными исследованиями и конструкторскими разработками – ​например, в рамках проектов 5G Norma или 5G Monarch (их финансирует частно-государственное партнерство 5G-PPP, созданное с участием Еврокомиссии - ​Прим. "Стандарт"). Это все инициативы по развитию архитектуры мобильных сетей.

Существует множество других важных концепций, которые Nokia создала и ввела в стек стандартов 5G. Кодирование каналов, структура канальных ресурсов (numerology), mac-уровень, распределенные вычислительные средства на границе мобильной сети (mobile edge computing) - ​вот лишь несколько концепций, созданных нами за последние пять лет и впервые анонсированных на MWC 2018 в Барселоне. Важнейшие из них - ​концепция сегментации сети (network slicing), идея о совмещенном уровне данных (shared data layer), протокол аутентификации 5G. Большинство важнейших элементов технологии 5G были созданы специалистами Nokia.

- Существуют ли практические примеры использования 5G не для Интернета вещей?

- Начнем с конечного пользователя. Для него будут дополненная реальность и виртуальная реальность, а также игровые приложения, особенно игры с множеством участников. Это отличная область для использования 5G. В современных сложных играх крайне необходим минимальный уровень задержки. Но если говорить не об IoT, то речь должна идти об отраслевых приложениях для автомобилестроения, логистики и "Индустрии 4.0". Хотя логистика слишком тесно связана с IoT. А вот "Индустрия 4.0" может убрать провода из промышленной среды, резко повысить гибкость производственных процессов и существенно их оптимизировать. В автомобильной отрасли есть много сфер применения для 5G.

Для одного-единственного автомобиля на базе подхода network slicing можно создать три независимых друг от друга виртуальных сетевых сегмента с разными требованиями QoS. Один сегмент будет поддерживать непрерывный поток данных для обновления навигационных карт с высоким разрешением. Другой, с широкой полосой пропускания, но без особых требований к задержке, будет поддерживать развлекательные приложения для пассажиров, которые смогут смотреть видео, футбольные матчи и т. д. А третий сегмент будет поддерживать связь "автомобиль-автомобиль" или "автомобиль-инфраструктура" для автономного или полуавтономного вождения: здесь объем данных и полоса пропускания не столь важны, зато решающее значение приобретают качество связи, ее надежность и сверхмалая задержка сигнала.

Приведу еще один пример - ​из области здравоохранения. Знаете ли вы, что одна из главных проблем в больничной среде - ​это повторное заражение пациентов вирусами и бактериями, которыми насыщена атмосфера больницы? Если с помощью беспроводных технологий удалить проводные коммуникации из операционной - ​там будет гораздо легче поддерживать стерильную среду, а значит, снизится риск повторных инфекций.

- Как вам видятся география и реалистичные сроки запуска коммерческих сетей 5G?

- В США сети пятого поколения могут появиться уже во второй половине 2018 года. Китай начнет аналогичные проекты в следующем году. Япония развернет сети 5G к 2020 году, к летним Олимпийским играм. Процесс набирает скорость, и у меня как руководителя Nokia в Европе возникает вопрос: а где Европа? Почему она отстает? Европа должна понять, что 5G - ​это стимул для экономического развития, оказывающий положительное влияние на множество отраслей. Поэтому правительства и регулирующие органы во всех европейских странах должны создать благоприятные условия, привлекающие инвестиции операторов и всех участников рынка в эту сферу. В этом отношении у нас есть и хорошие, и плохие примеры.

Франция - ​хороший пример: здесь операторы и регуляторы пришли к общему пониманию и разработали правила, по которым в обмен на облегчение налогового бремени или на продление лицензий оператор обязуется увеличить объем инвестиций, то есть вложить сэкономленную сумму в расширение покрытия широкополосных сетей в сельской местности, вдоль шоссейных и железных дорог и т.д. Эта ситуация выгодна всем.

Германию я считаю плохим примером: там правительство задумало провести новый раунд аукционов на частоты и даже заранее решило, сколько средств хочет выручить от этих аукционов - ​от €10 млрд до €12 млрд. Эти средства будут выкачаны из отрасли: деньги, потраченные на лицензию, не будут инвестированы в инфраструктуру. Конечно, правительство страны заявляет, что собранные на частотном аукционе деньги будут аккумулированы в отдельный фонд и пойдут на развитие широкополосной связи, но мы ведь знаем, что средства, которыми распоряжается правительство, тратятся неэффективно, перекладываются из одного кармана в другой. Более того, они будут выведены из мобильного сектора и пойдут на развитие фиксированной связи, тогда как задача правительства - ​ускорить инвестиции и в фиксированную, и в мобильную связь.

Еще один хороший пример - ​Польша, где реализуется несколько программ, в том числе по развитию широкополосной связи в сельской местности и по подключению школ. Эти программы финансируются по модели совместных инвестиций. Если правительство видит, что расширение сети в какой-то местности является экономически нецелесообразным, то выделяет дополнительные средства, покрывающие дефицит оператора. Если мы хотим, чтобы Европа стала цифровой, нужно ускорить строительство цифровой инфраструктуры, которая является платформой для инноваций в разных отраслях экономики. Государства должны создать благоприятные условия для такого строительства.

- Вы упомянули Францию. В этой стране сразу два сотовых оператора - ​Orange и Bouygues Telecom – ​практически завершили развертывание национальных сетей LoRaWAN. Не получится ли, что LoRaWAN покроет все рыночные ниши Интернета вещей, и сетям 5G мало что останется?

- Как раз наоборот. Хорошо, что эта технология стимулирует спрос и показывает возможности приложений IoT. Все упирается в экономику. Какая платформа лучше всего поддержит развитие бизнеса? На мой взгляд, у сотовых операторов есть явное преимущество: им не нужно вкладывать огромные средства в IoT, потому что им не надо строить новую сеть. Ее надо только модернизировать, обновив программное обеспечение. Поэтому, с чисто экономической точки зрения, сотовые операторы получают существенное преимущество.

- Будет ли, к примеру, Orange одновременно пользоваться разными технологиями IoT, включая LoRa и стек стандартов 3GPP (в том числе NB-IoT)?

- Этот вопрос лучше задать представителям Orange. Но я думаю, что мы находимся на таком этапе, когда нужны эксперименты, приходится идти по пути проб и ошибок, использовать чисто предпринимательские подходы. Именно поэтому Nokia строит партнерские отношения с Фондом "Сколково", где мы открыли лабораторию IoT и опытную зону сети 5G, вместе с партнерами из экосистемы фонда испытываем новые технологии, занимаемся инновациями. Это необходимо делать. Такие технологии, как LoRa, хороши тем, что помогают развитию экосистем и созданию новых приложений. А какая технология в итоге победит - ​решит рынок.

- В мае 2018 года Nokia приобрела компанию Spacetime Insight - ​разработчика ПО в сфере IoT. Какие продукты Nokia будут интегрированы со Spacetime Insight? Или две продуктовые линейки продолжат существовать параллельно?

- Данное приобретение прекрасно вписывается в стратегию и в портфель продуктов и решений Nokia. Во-первых, одна из важнейших стратегических задач Nokia состоит в создании и развитии сильного независимого софтверного бизнеса. Сюда обязательно, как я уже говорил, входит IoT. Например, в рамках ПМЭФ 2018 мы подписали соглашение о партнерстве с МТС в области автоматизации управления подключенными к IoT устройствами и приложениями, а стартом сотрудничества стал запуск платформы Nokia IMPACT IoT на инфраструктуре этого сотового оператора (интегратором проекта выступила "Энвижн Груп"). Приобретение Spacetime Insight позволит решить эту и многие другие задачи с помощью современных технологий для Интернета вещей, машинного обучения и аналитики, ускорить процесс создания собственных приложений для IoT. Кроме того, в нашей команде появились высококвалифицированные специалисты в области IoT и аналитики. Их знания и опыт помогут осуществить стратегию Nokia и ускорить ее реализацию. Мы также получили доступ к целому ряду вертикальных рынков, где раньше работала компания Spacetime. Это энергетика, логистика, транспорт и коммунальные службы, то есть как раз те отрасли, на которых Nokia хочет сосредоточить внимание. Решения Spacetime очень хорошо вписываются в портфель решений Nokia и удачно дополняют наши разработки в области приложений для IoT. Они также прекрасно сочетаются с платформой Nokia IMPACT.

Точка зрения

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости