© ComNews
24.09.2018

ГК "Ростех" планирует начать серийное производство бытовой техники с использованием технологий интернета вещей. Первым умным устройством станет холодильник. В серийное производство он поступит в 2020 г., а испытания модели начнутся уже в ближайшие месяцы.

Прототип перспективной модели холодильника для умного дома создан специалистами завода ПОЗиС (входит в концерн "Техмаш" госкорпорации "Ростех").

Холодильники Pozis с технологиями интернета вещей смогут самостоятельно отслеживать наличие продуктов, их сроки годности и делать заказы в интернет-магазинах. В "Ростехе" пояснили, что подобные устройства и другие современные цифровые модели в течение нескольких лет станут основой продуктовой линейки POZIS. Для освоения их серийного производства завод реализует масштабный инвестиционный проект стоимостью 2 млрд руб.

"Ростех" развивает перспективные цифровые технологии, которые обретают популярность во всем мире. К ним относятся, в частности, интернет вещей и системы умного дома, которые обеспечивают взаимодействие бытовых устройств и выполняют многие функции без участия человека. Такие технологии сегодня внедряются в разработках нашего завода ПОЗиС, где создается линейка российской холодильной техники нового поколения - современной, качественной и относительно недорогой. За счет новинок предприятие планирует выйти с 2021 г. на рекордные объемы поставок - порядка 600 тыс. устройств в год", - отметил генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов.

В пресс-службе "Ростеха" сообщили, что инвестиционный проект, реализуемый на АО "ПОЗиС", предусматривает расширение модельного ряда с использованием новых цифровых технологий, а также модернизацию производства с внедрением современной промышленной робототехники. "К настоящему времени на заводе уже введены в эксплуатацию семь автоматических линий для изготовления корпусных элементов холодильных приборов. Благодаря этому ручной труд на предприятии сведен к минимуму, производительность выросла почти в два раза. Завод ПОЗиС входит в топ-3 российских производителей холодильной техники по объемам выпуска. Всего за годы работы предприятием выпущено более 13,8 млн холодильников", - комментируют в пресс-службе "Ростеха".

Директор по управлению товарными категориями объединенной компании "Связной Евросеть" Михаил Догадин считает, что технологии так глубоко проникли в нашу жизнь, что управление пылесосом или холодильником со смартфона считается обыденностью. "Это, с одной стороны, способ сэкономить время, а с другой - дополнительный комфорт для повседневных задач. В России этот тренд уже вовсю набирает обороты. Большой популярностью пользуются роботы-пылесосы, которые справляются с самыми труднодоступными участками - под шкафами или под кроватью, например. Роботы - мойщики окон особенно популярны среди жителей мегаполисов: они могут отмыть окно как изнутри, так и снаружи, что обеспечивает одновременно чистоту и безопасность для жителей высоток. Продажи таких пылесосов выросли в "Связном" на 24% в штуках с января по август 2018 г., в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

При должном уровне качества, хорошей маркетинговой активности, а также при наличии интересных цен для потребителей отечественный производитель сможет составить конкуренцию другим иностранным вендорам", - рассказал корреспонденту ComNews Михаил Догадин.

Как рассказал специалист пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо" (ПАО "М.Видео"), Wi-Fi в бытовой технике из приятной маркетинговой фичи постепенно становится функциональным и удобным дополнением к базовым возможностям устройств. Он отметил, что наиболее развита технология в сегменте холодильников и стиральных машин. "Остальные сегменты скорее можно назвать нишевыми. Спрос на стиральные машины и холодильники с приложениями растет очень интенсивно. Этому способствует расширение ассортимента, снижение средней цены и улучшение функционала приложений к такой технике. Основные игроки в этой отрасли - LG, Samsung, Liebher, Candy, Miele", - рассказали в пресс-службе "М.Видео".

Представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо" говорит, что доля техники Wi-Fi connected в обороте крупной бытовой техники выросла с 4,5% в 2015 г. до 11,5% в 2017 г. "Соответственно, в абсолютных значениях продажи умной техники выросли почти втрое, как в денежном, так и в штучном выражении", - добавляет он.

Говоря о холодильниках, представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо" отмечает, что в этой категории происходит то, что называется взрывным ростом технологии. "Ежегодно спрос в штуках и продажи в деньгах растут в пять и девять раз соответственно. А средняя цена снижается ежегодно на 35-40%. Таким образом, из премиального ценового сегмента такая техника спустилась в более доступный покупателям ценовой сегмент от 40 тыс. до 60 тыс. руб. Относительно всего рынка холодильников это верхний ценовой сегмент. Тем не менее есть все основания полагать, что постепенно технология будет проникать в средний ценовой сегмент вместе с расширением ассортимента умных холодильников. В этом смысле выход на рынок новых игроков может оказать позитивное влияние на популяризацию такой техники", - говорит представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо".

По данным "М.Видео-Эльдорадо", брендом-лидером в сегменте является LG, также на рынке представлены модели от Samsung, Liebherr, Bosch, но с меньшим присутствием. В пресс-службе ретейлера также приводят статистику по продажам холодильников с Wi-Fi. В 2015 г. компания продала холодильников на 0,25 млрд руб. В 2016 г. - на 1,27 млрд (рост в пять раз), в 2017 г. - 6,7 млрд (в пять раз). Количество проданных моделей в 2016 г. и 2017 г., по отношению к предыдущему году, выросло в девять раз в каждом году. В 2015 г. умный холодильник стоил 109 тыс. руб., в 2016 г. - 64 тыс., в 2017 г. - 40 тыс. руб.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова говорит, что, по оценкам, доля продаж умной техники в общем объеме продаж бытовой техники в 2017 г. увеличилась с 7% до 11%. Притом что сам рынок бытовой техники оставался стабильным. "И потенциал роста спроса на умную бытовую технику вряд ли можно поставить под сомнение, особенно на фоне постоянных разработок по расширению ее набора функций", - добавляет она.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, опираясь на данные группы "Сафмар", говорит, что в 2017 г. объем продаж умной техники в России составил 29 млрд руб. (11,4% всего рынка крупной бытовой техники), темпы прироста достигли 70%. В натуральном выражении на рынке было продано 1,2 млн умных единиц бытовой техники (темп прироста - 50%). "Это в основном стиральные машины и холодильники с доступом к интернету, но есть также посудомойки, сушилки, микроволновки, пылесосы, кофемашины, весы и электрические зубные щетки", - добавляет Леонид Делицын. Анастасия Соснова отмечает, что наибольший спрос имеют именно умные холодильники и умные стиральные машины. Она полагает, что умные холодильники ПОЗиC вполне могли бы найти своего покупателя.

По прогнозам Леонида Делицына, в 2018 г. рынок такой продукции вырастет в натуральном выражении на 50%, в денежном - на 65%. Драйвером роста будет снижение цен.

Леонид Делицын считает, что главным конкурентным фактором в случае крупной бытовой техники для россиян сейчас является не "ум", и не выход в интернет, а цена и надежность. "При этом на первый план выходит маркетинг, и здесь конкурировать с иностранными брендами, за которыми стоят 10 лет истории, очень сложно, разве что предложить цены на 30-50% ниже, а это вряд ли реально. В пользу отечественных производителей - менее высокие транспортные расходы, однако глобальные бренды имеют преимущество в масштабе операций. Отечественные гуру маркетинга часто советуют российским новаторам не продавать в России свой хайтек под отечественными брендами, а открывать "дочку" в Австрии или Швейцарии и продавать свою продукцию от ее имени. Возможно, так далеко ездить и не нужно, поскольку к белорусской продукции в последние годы отношение тоже улучшилось. В противном случае нужен очень заметный отрыв от конкурентов по цене или функциональным возможностям, чтобы захватить заметную долю рынка", - подводит итог Леонид Делицын.