Роман Рожков
Денис Скоробогатько
Владислав Новый
27.09.2018

Проект новой стратегии развития "Почты России" до 2023 года предполагает выход на рынок социальных услуг, включая телемедицинские обследования, получение статуса оператора Государственной электронной почтовой системы (ГЭПС) и развитие логистики для рынка e-commerce. В результате ФГУП надеется войти в топ-5 почтовых операторов мира по рентабельности. Реализовать стратегию могут помешать санкции, снижение доходов граждан, объемов корреспонденции и трансграничных посылок, а также усиление конкуренции в онлайн-торговле.

"Ъ" удалось ознакомиться с проектом стратегии развития "Почты России". Документ предполагает получение в 2023 году выручки в 274 млрд руб. и EBITDA в 36 млрд руб. с рентабельностью на уровне 13% (прогнозируемая выручка на 2018 год составляет 190 млрд руб., рентабельность — 7%). В результате "Почта России" должна войти в топ-5 почтовых операторов мира по маржинальности бизнеса, следует из проекта. Для этого ФГУП потребуются инвестиции в размере 133 млрд руб., из которых собственные средства составят 87 млрд руб., а еще 46 млрд руб. ФГУП займет у банков.

Так, 40 млрд руб. планируется направить на цифровизацию ФГУПа, 48 млрд руб.— на логистический комплекс (в частности, планируется увеличить число логистических процессинговых центров с двух до 40), 36 млрд руб.— на модернизацию отделений почтовой связи (ОПС) и повышение эффективности внутренних бизнес-процессов, 8 млрд руб.— на открытие окон Почта-банка. Также "Почта России" хочет вложить 50 млрд руб. в модернизацию ОПС в малых городах и селах "для создания точек притяжения в качестве основы платформы социальных и медицинских услуг". Эти деньги предприятие рассчитывает получить от государства в виде инвестиций в уставный капитал в 2019–2020 годах.

Одна из стратегических целей ФГУП — получение статуса оператора ГЭПС и развитие цифровых продуктов, что должно принести 65 млрд руб. выручки в 2023 году. "В стратегию входит перевод юридически значимой корреспонденции, доставкой которой сейчас занимается "Почта России", в электронный вид",— пояснял в интервью "Ъ" гендиректор "Почты России" Николай Подгузов. Посылочный бизнес ожидает удвоение выручки до 122 млрд руб. за счет роста электронной торговли и развития услуг внутренней и трансграничной доставки, следует из стратегии. Кроме того, ФГУП рассчитывает нарастить выручку розницы с 19 млрд руб. в 2018 году до 30 млрд руб. в 2023-м. Новыми направлениями бизнеса должны стать платформы в социально-медицинской сфере (бытовые услуги и телемедицина), в области идентификации, а также для малого и среднего бизнеса. Они могут добавить к ожидаемой в 2023 году выручке в 274 млрд руб. еще 40–50 млрд руб. Кроме того, 40–50 млрд руб. могут принести новые услуги в области трансграничных экспресс-посылок и логистики.

Помешать реализации стратегии могут внешние факторы, следует из документа: усиление санкционного давления на РФ и снижение покупательской способности граждан, неполная реализация госпрограмм по развитию экономики, а также принятие закона "О почтовой связи" с существенными отклонениями от текущей версии. Среди рисков также указаны ускорение снижения объемов почтовой корреспонденции из-за цифровизации и неполучение "Почтой России" статуса оператора ГЭПС, а также появление крупного независимого игрока в сфере e-commerce с собственной логистикой по обработке посылок и снижение объемов трансграничных посылок из-за введения низких лимитов беспошлинного ввоза.

Сейчас стратегия "Почты России" проходит согласование в правительстве. По данным "Ъ", документ направлен в Минкомсвязь, Минфин, Минэкономики, Росимущество и ФАС. В Росимуществе сообщили, что документ поступил на согласование несколько дней назад, "о коррективах говорить пока рано". ФАС уже направила в "Почту России" замечания и предложения и ожидает доработанную версию. В других ведомствах документ не комментируют.

Предыдущую стратегию развития на 2014–2018 годы ФГУПу не удалось реализовать в полной мере, признают в "Почте России". Не получилось переформатировать отделения, введены только два из семи запланированных логистических центров. Не удалось "сломать отрицательное восприятие компании", не запущен корпоративный университет, не пересматривалась мотивационная система. По мнению главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, среди возможных проблем больше всего стоит опасаться падения объемов международных посылок: "Я готов предположить, что у нас хватит глупости принять идиотские нормы по закрытию трансграничной торговли. В этом есть риск".