корреспондент ComNews.ru
© ComNews
01.10.2018

Совет Федерации опубликовал итоговое решение по первому заседанию созданного при нем Совета по развитию цифровой экономики, которое состоялось в начале августа текущего года. Несмотря на обширный список рекомендаций и предложений (более 20 пунктов), вошедших в итоговый документ, большая часть из них - это меры, призванные ограничить использование в России иностранного ПО и оборудования, а также поддержать интересы отечественных производителей и разработчиков из области ИКТ. Собственно о цифровой экономике и мерах по ее построению в документе сказано очень мало.

В документе Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Федерального Собрания РФ, выпущенном по итогам заседания на тему "Развитие цифровой экономики в РФ: приоритеты и перспективы реализации", большая часть рекомендаций и предложений посвящена вполне конкретным мерам, которые, однако, отнести к цифровой экономике можно с большой натяжкой.

Да, в первом пункте документа речь сразу заходит о цифровой экономике, но звучит он при этом так: "Рекомендовать правительству Российской Федерации подготовить методические рекомендации по формированию стратегий и дорожных карт развития цифровой экономики в субъектах РФ". То есть это не более чем рекомендация подготовить рекомендации и дорожные карты - без конкретики.

Кроме того, в документе предписано подготовить предложения по вопросам подготовки кадров для цифровой экономики. Например, предложение приступить к формированию образовательных центров для быстрой переподготовки специалистов под нужды цифровой экономики, подготовить предложения по созданию региональных научно-образовательных программ в области цифровых технологий, а также разработать стандарт по обучению населения цифровым технологиям, необходимым для дистанционного получения государственных и муниципальных услуг, медицинских услуг, сервисов в банковской и других сферах, а также предложения по формам и методам организации обучения населения и программы общедоступного дистанционного обучения населения по данному стандарту. Также в документе есть несколько пунктов, посвященных формированию нормативно-правового базиса и организации информационной безопасности.

Однако в большей части предложений в документе речь идет о том, как ограничить влияние иностранных производителей во всех сферах ИКТ и при этом сделать приоритетным использование отечественных решений. И предложения по этой части - вполне конкретные, а вовсе не общие рекомендации типа "создать дорожную карту".

Например, Совет по развитию цифровой экономики при СФ рекомендует закрепить приоритет российских решений и технологий при создании цифровой и информационной инфраструктуры в рамках реализации мероприятий программы "Цифровая экономика РФ", рассмотреть возможность установления требования по обязательному хранению и обработке данных российских пользователей и организаций в Российской Федерации с использованием отечественного оборудования, рассмотреть возможность законодательного закрепления приоритетного использования российского офисного программного обеспечения в органах государственной власти, рассмотреть возможность введения в отношении производителей и импортеров потребительской электроники обязательства по уплате утилизационного сбора и механизмы компенсации уплаченного утилизационного сбора российским компаниям-производителям, а также поставки иностранного телекоммуникационного оборудования только через официальных представителей в РФ (по аналогии с автопроизводителями). И это только несколько примеров.

Совет также предлагает определить понятия "цифровой суверенитет" и "цифровая граница государства". В шутливой форме ComNews под Новый год уже предсказывал, что на 2027 год намечено внесение изменений в федеральный закон "О государственной интернет-границе", а также модернизация государственной информационной системы "Зона автоматизированной безопасности объединенного Рунета" (ГИС ЗАБОР; см. колонку ComNews от 29 декабря 2016 г.). Однако, судя по всему, в шутке есть только доля шутки. И государственная интернет-граница - не за горами, причем не к 2027 году, а значительно раньше.  

Складывается впечатление, что Совету видится идеальной изолированная система, где на каждом виртуальном и реальном продукте есть метка "Сделано в России". Если в понимании авторов документа основные усилия нужно предпринимать в области замены импортных цифровых решений на отечественные, то возникает вопрос о том, в чем принципиальное отличие такой цифровой экономики от импортозамещения, курс на которое был взят пять лет назад?

Конечно, стимулирование отечественных производителей на российском рынке и отстаивание их интересов важно. Но относится ли это к теме цифровой экономики? В "Стратегии развития информационного общества РФ на 2017-2030 годы" дано следующее определение этого понятия: "Цифровая экономика - это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг".

Как видно из определения, когда мы говорим о цифровой экономике, речь идет прежде всего именно об экономике - то есть стремлении при помощи цифровых технологий сделать экономическую деятельность более эффективной, а не о том, что нужно приоритетно использовать отечественное ПО и оборудование.