Точка зрения / октябрь 2018
Славный путь

Сергей Пехтерев, акционер ГК AltegroSky ‌‌
03.10.2018

15 лет назад в России появился спутниковый оператор связи "Сетьтелеком", который стал основой ГК AltegroSky, являющейся сегодня одним из ключевых игроков отечественного рынка VSAT. Об истории создания и планах дальнейшего развития бизнеса редактору "Стандарта" Ксении Прудниковой рассказали акционер ГК AltegroSky Сергей Пехтерев и генеральный директор ГК AltegroSky Виталий Крамарь.

- Какова история создания ГК AltegroSky.

Сергей Пехтерев:

Идея создания AltegroSky родилась внутри ИТ-компании "Сибинтек" в 2003 году. Столкнувшись при выполнении проектов для заказчиков нефтегазовой отрасли с ограничениями, связанными с использованием наземных каналов связи, руководство компании (на тот момент - ​Сергей Шашурин и Владимир Кушнир) приняло решение о создании первого коммерческого VSAT-оператора. Все делалось под конкретный проект и подразумевалось, что мы будем обслуживающей организацией для корпоративного клиента, но в какой-то момент ситуация изменилась - ​и мы пустились в "свободное плавание".

- Кто стоял у истоков AltegroSky? Какие события вы считаете ключевыми за 15 лет существования группы компаний?

Сергей Пехтерев:

К "отцам-основателям" я отношу, с одной стороны, первых акционеров - ​Сергея Шашурина, Владимира Кушнира и Анатолия Захарова, а с другой стороны – ​"варягов", которых пригласили "отцы-основатели" для создания спутникового VSAT-оператора - ​это, соответственно, я, Александр Дементьев, Анатолий Брейвинский, Ильшат Идрисов и Виталий Вашкевич.

Из ключевых событий я бы выделил выигрыш тендера на организацию связи для нефтеперекачивающих станций "Транснефти", тендера АЗС ТНК, участие в проекте по оказанию универсальных услуг связи, покупку операторов "Рэйс Телеком" и "Московский Телепорт".

- Под воздействием каких факторов менялся состав группы компаний?

Сергей Пехтерев:

Состав группы менялся в результате M&A-сделок: речь как о покупке юрлиц, так и о приобретении спутникового бизнеса и клиентской базы других операторов. Эффективность внутренних бизнес-процессов в AltegroSky позволяла окупить приобретения за три-четыре года. Правда, с "Московским Телепортом", который мы выкупили у Inmarsat прямо перед кризисом 2014 года, это правило нарушилось. Ситуацию исправили грамотные действия команды, которая каждый раз после покупок пополнялась толковыми специалистами.

- Вероятны ли изменения в составе ГК в ближайшей перспективе?

Сергей Пехтерев:

Как акционер AltegroSky могу сказать, что мы готовы и далее приобретать активы. К сожалению, их становится все меньше, а двух операторов, на которых я положил глаз еще в 2012 году, мы не успели купить: пока их акционеры заламывали цены до небес, эти компании просто обанкротились и исчезли с рынка. Сейчас на рынке остались те, кто многое пережил и имеет серьезную клиентскую базу. В то же время ситуация и в экономике, и в нашем сегменте весьма непростая, и в связи с этим трудно планировать на три и более лет вперед. Возможно, оптимальным подходом будут уже не покупки, а слияния.

- Как менялась бизнес-стратегия AltegroSky? Какие направления развития компании являются наиболее перспективными?

 Виталий Крамарь, генеральный директор ГК AltegroSky

Виталий Крамарь:

Мы эволюционируем вместе с рынком. Стабильный рост спроса на цифровизацию бизнеса естественным образом отражается в трансформации продуктов и сервисов компании, расширении компетенций специалистов и формировании новых подходов к продвижению на рынке. Мы концентрируем внимание на корпоративном сегменте и делаем ставку на универсальность предлагаемых технических решений, постепенно переходим от предоставления набора телекоммуникационных сервисов к комплексному решению информационных задач клиентов, пробуем силы в разработке децентрализованных онлайн-сервисов. При этом мы совершенствуемся и в нишевых проектах телеком-индустрии - ​таких, как IFC (In‑Flight Connectivity), морской VSAT, а также M2M и IoT. В частности, разрабатываем системы для беспилотных летательных аппаратов.

- Насколько легко AltegroSky выстраивает взаимодействие с зарубежными партнерами и клиентами? Есть ли стратегия продвижения компании на глобальной арене?

Виталий Крамарь:

В нашем портфеле реализованных проектов большое количество заказов для иностранных клиентов, появившихся как в результате M&A-сделок, так и в процессе продвижения базовых услуг спутниковой связи. Среди них есть и телеком-операторы, по достоинству оценившие качество услуг AltegroSky, использующие нашу технологическую инфраструктуру в РФ для своих международных инициатив. Квалификация сотрудников, круглосуточная поддержка и персональный менеджмент обеспечивают наше участие в проектах нескольких транснациональных корпораций. Широкий спектр продуктов и сервисов, а также большая сеть российских и зарубежных профессиональных партнеров позволяют AltegroSky уверенно решать задачи иностранных клиентов - ​как на территории РФ, так и за ее пределами.

Большая часть наших зарубежных проектов ведется в Центральной Азии - ​Казахстан, Туркмения, Таджикистан, Узбекистан. Сейчас мы анализируем ситуацию на телеком-рынках стран Западной Азии, изучаем возможности выхода AltegroSky в эти регионы - ​либо как самостоятельного игрока, либо в партнерстве с местными операторами.

- Как вы оцениваете зрелость отечественного спутникового рынка и VSAT-сегмента? Идет ли Россия по пути зарубежных стран или наши операторы развиваются по уникальному сценарию?

Сергей Пехтерев:

Хотя Россия уникальна по своим географическим параметрам, ее можно сравнить с США, Бразилией, Индонезией, Нигерией и Австралией. И тут, безусловно, отечественным VSAT-операторам повезло с рынком. Кроме того, в Россию не пришел крупный иностранный оператор: был Inmarsat со своей "дочкой" - ​"Московским Телепортом", но решил уйти. Российские операторы весьма профессиональны, ибо создавались на отличной, еще советской технической школе; да и вообще, с умными технарями в стране все хорошо (это, кстати, отмечают все зарубежные вендоры, которые работают в России).

- На протяжении многих лет в стране остро стоял вопрос дефицита спутниковой емкости. Насколько эта проблема актуальна сейчас? Ведь возможности некоторых спутниковых аппаратов уже близки к предельным, в связи с чем операторам сложно планировать увеличение объемов услуг.

Виталий Крамарь:

Проблема действительно актуальна для стандартного Ku-диапазона, как минимум на двух российских бортах. Но одновременно с этим в других диапазонах и над европейской частью РФ такой проблемы нет, а с ожидаемым запуском аппарата "Ямал-601" в Ка-диапазоне образуется избыток пропускной способности над обширной территорией России с высокой плотностью населения. Такой дисбаланс говорит о сложности планирования российского орбитально-частотного ресурса, но также - ​о новых возможностях для нашего рынка. Надо отметить, что ситуация в мире еще менее однозначна, и свидетельство тому - ​многочисленные дискуссии на международных площадках, где, с одной стороны, рассуждают о снижении заказов на производство и запуск спутников на геостационарную орбиту, а с другой - ​грезят низкоорбитальными группировками и объявляют о строительстве HTS-бортов с пропускной способностью 500 Гб/с. Это также говорит о падении спроса на традиционные спутниковые сервисы и диапазоны, и одновременно - ​о росте потребности в новых услугах. Российский рынок ждут перемены, как в области сетевых платформ и виртуальных программно определяемых сетей и сервисов, так и с точки зрения более эффективной утилизации орбитально-частотного ресурса. Текущие проблемы дефицита емкости в РФ AltegroSky решает благодаря большому количеству одновременно эксплуатируемых центральных земных станций спутниковой связи, используемых практически для всех российских спутников, что позволяет балансировать нагрузку в наших сетях, планировать оптимальное развитие инфраструктуры и не зависеть от поставщиков частотного ресурса.

- Считаете ли вы, что отечественный рынок VSAT глобализуется? Как на него влияет выход иностранных игроков (Eutelsat, ожидаемый приход Inmarsat Global Express)

Сергей Пехтерев:

Российская экономика специфична: законодательство очень подвижно, и принимать решения нужно очень быстро. А зарубежные компании обычно требуют согласования всех решений в штаб-квартирах, где менеджеры зачастую вообще не могут понять инициатив наших депутатов или Минфина, да еще и действующий режим санкций. В общем, пусть попробуют, а когда надоест - ​мы всегда готовы им помочь быстро и красиво уйти обратно, купив их российскую "дочку".

- Какие услуги и сервисы, с вашей точки зрения, наиболее востребованы на российском и мировом спутниковых рынках? Где вы видите точки роста для игроков?

Сергей Пехтерев:

Если слушать ораторов на зарубежных конференциях, то надежды возложены на ШПД и каналы передачи данных для беспроводной и мобильной связи в труднодоступных местах, на связь с морскими судами, услуги доступа в Интернет на борту самолетов, на Интернет вещей.