Юлия Тишина
03.10.2018

Экспертный совет при правительстве раскритиковал реформу управления госпрограммой "Цифровая экономика", предложенную Минкомсвязи. Новые правила не позволят малому и среднему бизнесу участвовать в разработке нормативных актов и фактически "расширяют возможности для манипуляций для заинтересованных структур", опасаются эксперты. Дискуссия может расшириться: в правительственной организации "Цифровая экономика" уверены в эффективности нынешней системы, в правительстве уже обсуждают некий новый вариант, а независимые эксперты далеко не уверены в пользе тотальных общественных обсуждений.

Рабочая группа "Связь и ИТ" экспертного совета при правительстве 1 октября предложила главе Минкомсвязи Константину Носкову пересмотреть проект постановления правительства о системе управления нацпроектом "Цифровая экономика", следует из письма рабочей группы (есть у "Ъ"). Проект опубликован Минкомсвязи на портале regulation.gov.ru 18 сентября. Он должен скорректировать систему управления, описанную в постановлении правительства 2017 года, закрепить за "Цифровой экономикой" статус национального проекта и расширить элементы системы управления.

В соответствии с документом законопроектная деятельность в рамках "Цифровой экономики" не предусматривает общественного обсуждения, оценки регулирующего воздействия и антикоррупционной экспертизы, отмечается в заключении рабочей группы. Поскольку большинство отраслей экономики будут иметь свои планы по цифровизации, то порядок прохождения законодательных инициатив без общественного обсуждения будет применяться к здравоохранению, образованию, промышленности, сельскому хозяйству и другим отраслям, полагают эксперты. Новые правила также исключают возможность независимой экспертизы инициатив и делают невозможным контроль со стороны бизнеса, общества, а зачастую и органов власти, констатируют они. К реализации "Цифровой экономики" будут привлечены только крупный бизнес и политические деятели, в то время как малый и средний бизнес, ассоциации и экспертное сообщество будут исключены из процесса; это расширит возможности манипуляций для заинтересованных структур, говорится в заключении. В Минкомсвязи на запрос "Ъ" не ответили.

Существующая сейчас система управления "Цифровой экономикой" уже показала свою эффективность, настаивают в автономной некоммерческой организации (АНО) "Цифровая экономика". Эта организация в 2017 году определила центры компетенций по направлениям госпрограммы, также она уполномочена оценивать реализацию "Цифровой экономики". Так, нормативно-правовые акты разрабатываются на площадке центров компетенций, формат которых подразумевает вовлечение "всех желающих без каких-либо ограничений", отмечает он. "Ростелеком" уже направил свое заключение на проект Минкомсвязи, сообщили "Ъ" в компании. Руководитель центра компетенций "Информационная инфраструктура", вице-президент "Ростелекома" Борис Глазков ранее отмечал, что работа возглавляемого им центра была построена на принципах максимальной открытости и прозрачности.

Сейчас обсуждается уже новая, переработанная версия проекта, сообщил "Ъ" источник, близкий к правительству. Документ, опубликованный на regulation.gov.ru, не актуален, добавил он. К тому же отраслевые разделы в программу "Цифровая экономика" формально не вошли: предполагается, что они будут описаны отдельно, отмечает собеседник "Ъ", участвующий в разработке госпрограммы. "Поэтому опасения экспертов в этой части могут быть несостоятельны",— считает он.

Обычно власти создают нормативные акты максимально удобными для себя, однако инициативные группы и отраслевые ассоциации смогут предложить свои варианты или участвовать в обсуждении, как это происходит сейчас, полагает руководитель АНО "Право роботов" Никита Куликов. Но спускать все вопросы на общественное обсуждение неэффективно: наиболее масштабный эксперимент создать диалог между органами власти, гражданами и бизнесом — "Открытое правительство",— провалился, а сама структура была ликвидирована, напоминает эксперт.