© ComNews
12.10.2018

По данным исследований ПАО "МТС-Банк", в 2018 г. доля покупок россиян в супермаркетах, ресторанах и кафе с мобильных устройств превысила долю покупок с помощью банковских (пластиковых) карт. МТС Банк анализировал данные в разрезе своей клиентской базы за август 2018 г. и август 2017 г.     

В исследовании МТС Банк сравнил показатели сервисов бесконтактной оплаты с мобильных устройств с оплатой по банковским картам. Рост популярности сервисов Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay обусловлен быстротой проведения операций по оплате, внедрением NFC-смартфонов, модернизацией кассового оборудования торговых площадок.

Представитель пресс-службы МТС рассказал корреспонденту ComNews, что исследование проведено по клиентской базе МТС Банка. "Далее мы можем экстраполировать эти данные на российских пользователей мобильных бесконтактных сервисов", - добавил он. 

По данным исследования, в 2018 г. держатели карт совершали покупки через мобильные сервисы бесконтактной оплаты в 2,4 раза чаще, чем с пластиковых карт. В результате внедрения мобильных сервисов бесконтактной оплаты почти 73% бесконтактных платежей при помощи смартфона приходятся на оплату еды и 59% - с "пластика".

В целом наблюдается тенденция увеличения количества оплаты бесконтактным способом с телефона в 2018 г. по сравнению с 2017 г.

Темпы прироста количества пользователей мобильных сервисов бесконтактных платежей в 4,6 раза опережают темпы прироста пользователей "пластика".

В августе 2018 г. расходные операции клиентов МТС Банка через мобильные сервисы бесконтактной оплаты выросли на 61% и составили более 12,7 тыс. руб. на одну карту по сравнению с 7,9 тыс. руб. годом ранее. При этом объем операций с "пластика" за год вырос незначительно - до 6 тыс. руб. с 5,8 тыс. руб. в августе прошлого года.   

В конце лета 2018 г. владелец карты МТС Банка совершал в среднем 23 покупки в месяц через мобильные сервисы бесконтактной оплаты и девять покупок оплачивал при помощи пластиковой карты. В августе 2017 г. количество покупок, которые клиент оплачивал бесконтактными сервисами, составляло 15 в месяц, а при помощи карты - восемь. 

Доля оборотов через мобильные сервисы бесконтактной оплаты от общего объема транзакций с карт увеличилась в августе 2018 г. до 9,3% с 3,5% годом ранее.

Представитель пресс-службы МТС Банка сообщил корреспонденту ComNews, что общее количество операций по "пластику" и сервисам Pay в МТС Банке составляет более 7,5 млн. Из них количество операций по сервисам Pay - только 11%. Остальные 89% - количество операций по "пластику". При этом в 2017 г. доля транзакций через мобильные сервисы составляла только 4,6%. За это время количество операций через мобильные телефоны выросло в 3,8 раза, а по пластиковым картам - только в полтора раза. Эти данные свидетельствуют о том, что оплату с телефона предпочитают в определенных сегментах рынка.  

Чаще всего, согласно данным исследования, покупатели расплачиваются "телефоном" в супермаркетах. За 2018 г. оплата смартфоном в супермаркетах составила 36,7% от общего количества платежей с мобильного. Доля оплаты картой составила 33,49% от всех платежей, совершенных по карте. Следом идут кафе и рестораны с долей отплаты с помощью мобильного приложения и карты 21,19% и 8,81% соответственно. На третьем месте находятся продуктовые магазины и рынки - 14,96% и 16,71% соответственно. "Пластик" пока выигрывает при оплате билетов в поездах пригородного сообщения (2,2% против 1,3%), в аптеках (3,6% против 3,1%), на станциях техобслуживания автомобилей (3,3% против 2,8%) и в магазинах одежды (2,6% против 2,1%).

Такие данные говорят о том, что посетители ресторанов, как молодая и наиболее экономически активная часть населения, освоили новые платежные технологии и обладают актуальными моделями смартфонов с поддержкой сервисов бесконтактной оплаты.

Также исследователи делают вывод, что средняя сумма платежа с мобильных сервисов бесконтактной оплаты растет, а с пластиковых карт - снижается. Средний чек покупки, оплаченной с помощью мобильных сервисов, вырос в августе 2018 г. до 550 руб., в то время как средний платеж по "пластику" за тот же период сократился до 669 руб. с 730 руб.

"В рамках стратегии по развитию платежной экосистемы наш следующий шаг - это предоставление возможности расплачиваться через мобильные платежные сервисы повсеместно, в том числе в большинстве интернет-магазинов и в мобильных приложениях. Мы ожидаем, что в ближайшие год-два сохранятся высокие темпы замещения "пластика" бесконтактными платежными сервисами благодаря цифровой трансформации финансовых продуктов и услуг", - отметил заместитель председателя правления, руководитель блока розничного бизнеса МТС Банка Эдуард Иссопов.

В своем исследовании МТС Банк называет причины популярности сервиса оплаты с телефона: "Ежемесячная сумма покупок через эти сервисы вдвое больше, чем с "пластика", благодаря более удобному и быстрому способу оплаты в одно касание - для этого достаточно просто приложить смартфон к терминалу на кассе. В большинстве случаев при оплате не нужно вводить PIN-код, так как пользователя надежно идентифицирует сканер отпечатков пальцев или Face ID на смартфоне".  

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") согласился с тем, что мобильные финансовые сервисы растут каждый год, особенно с увеличением проникновения современных смартфонов.

Представитель пресс-службы Тинькофф Банка сообщил, что в Тинькофф Банке доля бесконтактных NFC-платежей от всех транзакций клиентов составляет более 20%.

Представитель пресс-службы ВТБ отметил, что по статистике ВТБ, в случае когда пользователь устанавливает мобильный сервис для оплаты на свой телефон, объем его транзакций за месяц увеличивается в среднем на 20%, но при этом средний чек снижается.

Аналитик ИК "Фридом Финанс" Анастасия Соснова считает, что со статистикой МТС Банка можно согласиться при условии, что количество смартфонов последних выпусков на руках у населения активно повышается, ведь сервис доступен лишь на смартфонах последних моделей.

Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын уверен, что те абоненты, которые привыкли использовать смартфон как свое окно во внешний мир, действительно, могут обходиться и без банковских карт. Он говорит, что переход на оплату "телефоном" зависит в первую очередь от того, готово ли кассовое оборудование к приему такого способа оплаты. "В некоторых странах, например в США, оплата при помощи Apple Pay продвигалась медленнее, чем планировалось, поскольку требовала от продавца приобретения новых устройств, а магазины уже успели вложиться в старую технику и ждали, когда она "отобьется". С другой стороны, поскольку Samsung Pay фактически имитирует пластиковую карту и принимается теми же аппаратами, что и карты, он распространялся быстрее", - рассказал Леонид Делицын.

Он предупреждает, что исследования, которые публикуют организации, всегда следует интерпретировать внимательно: "Так, например, в данном исследовании сообщается, что при оплате через смартфон "в большинстве случаев не нужно вводить PIN-код", а саму оплату можно провести в одно касание. Однако, во-первых, при оплате пластиковой картой в магазинах и кафе в большинстве случаев тоже не надо вводить PIN-код, разве что клиент наел на сумму в несколько тысяч рублей. Да и два касания тоже не требуются. Поэтому возникает вопрос - действительно ли сами респонденты называли удобство оплаты в одно касание и отсутствие необходимости набирать PIN-код в качестве решающих факторов выбора способа оплаты, или им подсказывали составители опросника, или респонденты вообще ничего не говорили по этому поводу, а исследователи сами добавили обоснование. Те же сомнения вызывают и обоснования популярности оплаты при помощи смартфонов в ресторанах и местах общественного питания. При оплате фастфуда потребители зачастую предъявляют купоны и используют смартфоны, чтобы их показать, что естественным образом делает удобным и немедленное использование того же смартфона для оплаты. Однако сама сумма платежа при этом обычно невелика - для чего и предъявляется купон, - так что PIN-кода не потребовала бы и пластиковая карта. Поэтому не до конца ясно, действительно ли потребители выбирают смартфоны "благодаря быстроте и удобству оплаты", как утверждают исследователи, или причиной являются, к примеру, купоны".

Леонид Делицин также отмечает, что тот факт, что темпы прироста количества пользователей бесконтактных платежей в 4,6 раза превышают темпы прироста числа пользователей "пластика", вообще мало что говорит, поскольку оплату пластиковыми картами в супермаркетах и кафе сейчас инновацией не назовешь - здесь ими пользуется практически все население. "А тот факт, что приводится статистика клиентов МТС Банка, а не традиционных банков, заставляет предположить, что результаты исследования репрезентируют именно клиентов мобильных банков. Но абоненты, которых, к примеру, убедили стать клиентом основанного оператором банка в салоне цифровой техники, репрезентируют не столько население в целом, сколько его наиболее активную часть. Действительно, не вызывает сомнения тот факт, что подавляющее большинство молодых людей активно пользуются смартфонами, которые становятся для них основным инструментом на все случаи жизни", - подводит итог Леонид Делицын.

Говоря о конкурентоспособности сервисов оплаты с помощью телефона, Леонид Делицын отмечает, что они составляют конкуренцию не столько банкам, сколько платежным системам и технологии оплаты при помощи пластиковой карточки. "Конкуренция будет усиливаться, при этом будут возникать и новые технологии платежей. В итоге тратить станет еще проще и удобнее. Заплатить не сможет только тот, кто забывает дома одновременно и смартфон, и пластиковую карту. При этом переход с "пластика" на оплату смартфонами будет, по-видимому, быстрее всего идти именно у клиентов банков, созданных операторами связи", - считает Леонид Делицын. 

Анастасия Соснова прогнозирует рост популярности мобильных платежных сервисов и самостоятельные попытки банков развивать мобильные платежные сервисы, что соответствует общемировым тенденциям.