© ComNews
17.10.2018

К 2020 г. главная автомобильная трасса Сахалина - от Южно-Сахалинска до Охи - протяженностью 844 км будет полностью охвачена мобильными сетями всех операторов "большой тройки". Для этих целей применен уникальный подход - инвестиционный проект, в который вкладывается и областное правительство, и сотовые компании.

К октябрю базовые станции всех участников "большой тройки" заработали на первых 14 антенно-мачтовых сооружениях, которые правительство Сахалинской области спроектировало и построило в 2017-2018 гг. В 2019-2020 гг. областные власти возведут еще 14 объектов инфраструктуры связи, что позволит полностью охватить сотовыми сетями главную трассу региона.

Правительство Сахалинской области берет на себя капительные затраты по проектированию и строительству антенно-мачтовых сооружений, созданию подъездных путей и подключению каждого объекта к электросетям (либо системе альтернативного электроснабжения). Задача операторов - разместить на готовой инфраструктуре базовые станции и обеспечить их эксплуатацию.

В 2016 г. идею совместного с сотовыми операторами инвестпроекта выдвинул Олег Кожемяко, тогда - губернатор Сахалинской области (с 26 сентября 2018 г. - врио губернатора Приморского края). После этого, как рассказал корреспонденту ComNews заместитель председателя правительства Сахалинской области Сергей Попов (в 2016-2018 гг. возглавлял областное агентство по информационным технологиям и связи), была создана рабочая группа с участием представителей операторских компаний. Сергей Попов вспоминает, что поначалу никто не верил в способность региональных властей создать телеком-инфраструктуру. Но правительство Сахалинской области выбрало на конкурсе проектировщика, затем разыграло контракт на строительство (оба конкурса выиграло петербургское ООО "Геолайн Технологии"), и операторы поверили в проект.

Однако в 2017 г. на пути проекта возник новый риск. По словам Сергея Попова, операторы стали обсуждать исполнение закона Яровой, называя огромные суммы, которые для этого понадобятся, и "был риск, что сотовые компании вообще скостят все капитальные затраты лет на пять". При подобном сценарии инфраструктура, которую создавало правительство Сахалинской области, могла остаться невостребованной. Однако негативный сценарий не стал реальностью: в 2017-2018 гг. областные власти создали 14 вышек связи вдоль дорог в южной части Сахалина, и операторы разместили на них базовые станции.

В марте 2017 г. соглашение о создании телекоммуникационной инфраструктуры региона с правительством Сахалинской области подписало ПАО "МТС", а в ноябре 2017 г. - ПАО "ВымпелКом". Те соглашения касались организации мобильной связи на 14 вышках вдоль дорог протяженностью около 300 км. "МТС первой из операторов на Сахалине разместила базовые станции на всех 14 объектах. Данный проект был реализован в рамках соглашения с правительством Сахалинской области. Благодаря этому были обеспечены сотовой связью наиболее значимые в регионе автомобильные дороги на юге области, общей протяженностью более 300 км. Помимо этого, сотовая связь появилась на главных магистральных перевалах - Холмском, Невельском и Макаровском, и в нескольких селах. Все базовые станции были запущены до 31 марта 2018 г.", - сообщила ComNews Юлия Великанова, менеджер по связям с общественностью отдела по работе с регионами департамента по связям с общественностью МТС.

11 сентября 2018 г. на Восточном экономическом форуме правительство Сахалинской области подписало соглашение о сотрудничестве в сфере реализации инвестиционных проектов с ПАО "МегаФон". Это позволяет "МегаФону" не только пользоваться уже созданной инфраструктурой, но и планировать размещение базовых станций на новых антенно-мачтовых сооружениях, которые правительство Сахалинской области спроектирует и построит в 2019-2020 гг.

Сергей Попов сообщил, что вторая очередь проекта также включает 14 объектов инфраструктуры связи вдоль автомобильной дороги Южно-Сахалинск - Оха (ее общая протяженность составляет 844 км, и она почти полностью пересекает остров Сахалин с юга на север). Как рассказал Сергей Попов корреспонденту ComNews, до конца 2018 г. областные власти объявят конкурс на проектирование этих 14 объектов - максимальная стоимость работ составит 28 млн руб. Строительство, включая создание подъездных путей и прокладку линий электропитания, обойдется еще не более чем в 232 млн руб. На первом этапе проекта правительство Сахалинской области затратило 19 млн руб. на проектирование и 160 млн руб. - на строительство. По мнению Сергея Попова, инвестиции областного правительства в этот проект больше, чем вложения операторов. "У нас - CAPEX, а у них в основном - OPEX", - пояснил он.

Областные власти стремятся подключить все антенно-мачтовые сооружения к электросетям (РЖД, АО "Сахалинэнерго" на юге острова и ОАО "Ногликская газовая электрическая станция" в северной части Сахалина), но пока из 14 объектов первой очереди пять временно запитаны от дизель-генераторов, а один (в селе Огоньки) использует два ветряка и три солнечных батареи. На каждую мачту подается 24 кВт*ч электроэнергии, а между собой объекты связаны в основном по радиорелейным линиям. Все объекты второй очереди планируется ввести в строй к 2020 г.

Участники проекта отмечают, что с коммерческой точки зрения сотовым компаниям нерентабельно охватывать сетью малозагруженные дороги и удаленные малые населенные пункты, и только участие правительства Сахалинской области позволило реализовать этот проект. При этом операторы мобильной связи могли бы сэкономить еще больше, если бы договорились о совместном использовании (шеринге) базовых станций или даже радиочастот. Однако Сергей Попов отметил, что этого не происходит и каждый игрок "большой тройки" размещает свои базовые станции. Директор Сахалинского регионального отделения Дальневосточного филиала ПАО "МегаФон" Елена Просвиркина сообщила корреспонденту ComNews, что, возможно, к моменту готовности 14 мачт второго этапа операторы все же договорятся о шеринге. "Это было бы логично", - добавила она.

Четвертый российский федеральный сотовый оператор - Tele2 в сахалинском проекте пока не участвует, что местные власти объясняют существенно меньшими масштабами его сети по сравнению с конкурентами.

"Такие проекты помогают сократить затраты CAPEX/OPEX для операторов, что позволяет ускорить процесс обеспечения связью отдаленных и малонаселенных пунктов, а также автотрасс и магистралей", - говорит Юлия Великанова из МТС.

По мнению директора по связям с общественностью Дальневосточного филиала ПАО "МегаФон" Антонины Прониной, апробированный на Сахалине эффективный механизм разделения затрат на обеспечение связью автомобильных дорог нужно тиражировать и в других регионах. На Дальнем Востоке "МегаФон" уже провел аудит сети и оценил объем инвестиций, которые необходимо вложить в инфраструктуру для организации покрытия удаленных и малонаселенных пунктов и улучшения покрытия и качества существующей сети в Магаданской области и в Чукотском автономном округе. По словам Антонины Прониной, в Магадане и на Чукотке при местных правительствах для этих целей уже созданы рабочие группы, в которые входят игроки "большой тройки".

Антонина Пронина отмечает, что для реализации проектов, подобных сахалинскому, возможны и другие механизмы. Это может быть интеграция в крупные инфраструктурные проекты предприятий из других отраслей (например, строительство инфраструктуры связи одновременно с новым газопроводом), а также государственно-частное партнерство (ГЧП). Последнее стало возможным в телекоммуникационной отрасли после того, как 27 июня 2018 г. в закон 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в РФ" была внесена поправка о внесении сооружений связи в перечень объектов соглашения о ГЧП. Однако самым эффективным и быстрым вариантом в "МегаФоне" считают инвестиционные проекты с региональными властями, чью реализуемость и успешность на практике показал опыт Сахалина.